Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

    Памятники старины не случайно привлекают внимание чуткого человека. Предметы как бы источают некий специфический аромат, связанный с теми, кто так или иначе имел к ним отношение.

    «Заметно, – пишет, например, известный современный церковный писатель архимандрит Лазарь (Абашидзе), – что каждое место имеет свой четкий и ярко выраженный «дух»: точно так, как каждый предмет имеет свой неповторимый цвет, свой особенный запах, как все несет в себе и свой особенный настрой, свою идею, которая обращена к душе и что-то громко ей проповедует – доброе или злое. И душа довольно сильно воспринимает этот настрой, как бы слышит громкий голос, различает внушаемое ей понятие, исходящее ото всего ее окружающего. <…> И вообще, все, к чему прикасается человек, так или этак, начинает «излучать» его настрой, как бы пропитывается духовной направленностью того, кто это сделал, кто к этому прикоснулся. И это «духовное веяние» пронизывает собой все, что соприкасается с нами, касается нашей жизни и деятельности: дома, комнаты, самые разные предметы, даже улицы, дороги, засеянные поля, парки, просеки в лесу, каждое срубленное или посаженное дерево – все, к чему прикасалась рука человека. Ведь когда человек что-то делает, совершает какой-то поступок, он в это время не бывает совершенно «нейтрален», «пуст», чужд всякой идеи, совершенно независим ни от чего – нет! 

  Он обязательно весь подчинен какой-то определенной «философии», определенному мировоззрению, находится под влиянием каких-то идей и понятий, весь пронизан определенным настроем, и его дух устремлен к конкретной цели. Он непременно теперь же предстоит перед «кем-то», на «кого-то» взирает внутренним оком, «кому-то» посвящает каждое свое движение, хотя сам осознанно может этого вовсе не замечать. Поэтому-то и все, что остается после человека, несет в себе эту «посвященность», эту духовную направленность. <…> Ничто не проходит бесследно; человек проживает свой срок, и после него остается некий духовный след, как бы дух, и долго еще сохраняется на том месте, где он жил, и люди это замечают, душой чувствуют, но далеко не всегда разум может здесь что-то понять и дать правильную оценку». (Лазарь (Абашидзе), архимандрит. Мучение любви. Келейные записки. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005. – С. 310-311).

    К сожалению, история многих вещей утрачена. Однако бывают счастливые исключения. В этом разделе предлагаются истории предметов, находящихся в фондах монастырского музея Далматовской обители и создаваемого епархиального древлехранилища, позволяющие приоткрыть судьбы очень разных, но всегда замечательных людей.

     Конечно, это лишь начальная стадия серьезных изысканий, которые еще ждут своего часа.

Вещи и судьбы

История появления курьезной надписи на обороте старинной иконы «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»

Опубликовано 04.06.2020

  В одной из приписных к Далматовскому монастырю церквей находится старинная храмовая икона с редким сюжетом, именуемым «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».

  Мало кто знает о наличии надписи на обороте сей иконы, но, даже узнав, едва ли догадается об истории ее происхождения.

  Надо сказать, что надпись эта при ближайшем рассмотрении оказывается довольно курьезной.

Читать полностью »

Таинственная фотография: участвовал ли большевик С. Косиор в I-й Мировой войне?

Опубликовано 01.06.2020

В витрине, посвященной здравоохранению в Российской империи экспозиции «Жизнь в Царской России» музея Успенского Далматовского мужского монастыря им. архимандрита Антонина (Капустина), находятся четыре дореволюционные фотографии из фотоателье Н.М. Кузаева в Нижнем Новгороде. На всех фотографиях присутствуют медсестры из Дворцового лазарета. 

Читать полностью »

Иерусалимские реликвии Ксении Чудиновой из Верхней Течи

Опубликовано 01.06.2020

Среди реликвий из Святой Земли в экспозиции музея Успенского Далматовского мужского монастыря им. архимандрита Антонина (Капустина) можно увидеть личные вещи Ксении Дмитриевны Чудиновой : кипарисовый сундук, глиняный кувшинчик и фотографию 1907 г. погружения паломников в воды реки Иордан.

Читать полностью »