Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Судьба хозяина старинного требника

Опубликовано 14.06.2022

Очень большой удачей для любителя истории является тот случай, когда по каким-нибудь приметам, чаще всего – надписям, автографам, удается связать предмет с судьбой незаурядного человека. Именно такое счастье совсем недавно неожиданно выпало на долю древлехранителя Шадринской епархии игумена Варнавы (Аверьянова).

Галерея изображений

     Приобретенный по случаю старинный требник конца XIX в. оказался буквально испещренным множеством рукописных пометок и, в том числе, – автографом его хозяина. Книга небольшого размера «Требник в двух частях», издания Синодальной типографии 1889 г., имела на первых чистых листах надпись: «Собственность Священника Села Люперскай [Люперсола?], Яранского уезда Петра Дмитриевича Красноперова. 1892 года февраля 14 дня». Кроме того, на чистых листах имелись записи богослужебных текстов – тропарей, кондаков, молитв, а также некое подобие словаря: отдельные церковные слова и даже фразы с переводом (транскрипцией) на марийский язык. Имеются рукописные пометки и в тексте – обычно это также транскрипция некоторых фраз на марийском языке.

Из открытых источников в интернете удалось узнать, что хозяин требника священник Петр Дмитриевич Красноперов – истинный православный пастырь, патриот, миссионер и исповедник.

Родился Петр Дмитриевич Красноперов 9 июня 1863 г. в с. Васильково Котельничского уезда Вятской губернии в семье причетника Димитрия Ивановича Красноперова. Известны имена других его ближайших родственников: сын – протоиерей Петр Петрович Красноперов; зятья – протоиерей Александр Максимович Виноградов и священник Николай Кириллович Бахтин.

С 1873 г. Петр Дмитриевич Красноперов обучался в Вятском Духовном училище, с 1880 г. – в Вятской Духовной семинарии, где окончил четыре класса. 10 октября 1884 г. Петр Красноперов был определен псаломщиком к Свято-Никольской церкви с. Николаевское Котельничского уезда, 14 октября Преосвященнейшим Тихоном (Троицким-Донебиным), епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, облачен в стихарь. Кроме того, с 1 июня 1885 г. по 10 января 1886 г. П.Д. Красноперов проходил послушание учителя церковно-приходской школы села Николаевское.

3 января 1886 г. псаломщик Петр Красноперов был определен на диаконское место к Казанско-Богородицкой церкви с. Макаровка Яранского уезда Вятской губернии, а 16 марта того же года епископом Вятским и Слободским Макарием (Миролюбовым) рукоположен в сан диакона. В село Макаровка отец Петр прибыл 28 марта 1886 г. и прослужил здесь около шести лет.

7 февраля 1892 г. диакон Петр Красноперов был назначен на священническое место к Троицкой церкви села Люперсола (Кужмара) Яранского уезда Вятской губернии, 16 февраля того же года епископом Вятским и Слободским Сергием (Серафимовым) был рукоположен во священника.

Отец Петр добросовестно относился к своим пастырским обязанностям, пользовался уважением и любовью прихожан. Вот что писал о нем настоятель Мироносицкой пустыни иеромонах Пантелеимон (Рожновский), впоследствии митрополит, побывавший в Люперсоле в 1899 г. во время крестного хода с чудотворной Мироносицкой иконой Пресвятой Богородицы по селам Вятской губернии: «Второй священник о. П. на вид еще очень молодой и отличается тоже большим благоговением и усердием к молитве; кроме того, он заботится о духовном просвещении своих прихожан и всегда пользуется случаем, чтобы побеседовать с ними о вере и вообще о предметах духовных, а иногда и о недостатках, замечаемых им в жизни прихода, поэтому мирские молебны у него всегда бывают многолюдны, потому что вятский народ особенно дорожит словом назидания своего пастыря. Отец П., как мы убедились впоследствии, во всем округе пользуется не только известностью, но и большим уважением и любовью народа, так что на его полевые молебны нередко собираются даже из других приходов».

Священническое служение иерей Петр Красноперов сочетал с педагогической и миссионерской деятельностью. С 10 марта 1892 г. по 24 сентября 1906 г. он преподавал Закон Божий в Люперсольском министерском инородческом училище, в 1893-1899 гг. был заведующим и законоучителем Ново-Уражской, Старо-Уражской, Недельской, Мало-Кадамской, Русско-Кадамской школ грамоты, с 7 января 1899 г. преподавал Закон Божий в Средне-Кадамском начальном народном земском училище, с 1 октября 1900 г. по 10 сентября 1906 г. – в Энгерсолинской миссионерской школе грамоты, где был также и заведующим, с 1 октября 1904 г. по 10 сентября 1906 г. – в Кордемтюрской миссионерской школе.

С 1892 (по другим данным – с 1899 г.) года батюшка состоял членом вятского Братства святителя и чудотворца Николая, с 1894 г. по 1916 г. – членом-сотрудником Православного Императорского Палестинского Общества, с 1900 г. по 1916 г. – членом Православного Миссионерского общества. Немалым подспорьем в этих трудах было то, что отец Петр понимал марийскую речь, хотя полным знанием языка не обладал.

Труды батюшки на ниве Христовой были отмечены: в 1895 г. он был награжден серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III», 23 июня 1897 г. – медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения», 30 июля 1897 г. – набедренником, 16 октября 1899 г. – скуфьей.

27 октября 1904 г. распоряжением епархиального начальства отец Петр был назначен на приход в с. Русский Кадам Яранского уезда Вятской губернии. В местную Сретенскую церковь он прибыл 8 мая 1906 г. и прослужил здесь до ареста в 1937 г. 6 мая 1907 г. батюшка был награжден грамотой Святейшего Правительствующего Синода, 6 мая 1909 г. – камилавкой, 11 февраля 1911 г. – серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ», 21 февраля 1913 г. – юбилейным знаком и медалью «В память трехсотлетия дома Романовых», 11 февраля 1915 г. – знаком Православного Императорского Палестинского Общества, 25 августа 1915 г. – жетоном Российского общества Красного Креста. Приход с. Русский Кадам поддерживал связи с Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем, насельники которого пожертвовали в Сретенскую церковь пять икон, в связи с чем архимандриту Пантелеимонова монастыря Михаилу с братией от архиепископа Вятского и Слободского была выражена благодарность.

В годы I мировой войны Русская Православная церковь была вместе со своим народом, разделяя его радости и горести. 16 июля 1915 г. «Вятские епархиальные ведомости» сообщали: «Священник церкви села Русский Кадам Яранского уезда Вятской епархии Петр Красноперов препроводил обер-прокурору Синода сто рублей и просил о представлении сих денег Его Императорскому Величеству на нужды войны. В прошении своем по настоящему предмету священник Красноперов изъяснил, что деньги эти составляют все его сбережения за время тридцатилетней службы его, сначала в должности псаломщика, потом диакона и, наконец, священника в бедных приходах, что он ежедневно молит Господа Бога о даровании Его Императорскому величеству и Российскому христолюбивому воинству победы над врагом, и что своих духовных детей, отправляющихся на военную службу, он напутствует молебствием и увещеваниями «стоять за Веру, Царя и Отечество мужественно, без ропота, без страха пред врагом и смертию», по уходе же их на войну молится за них за каждою церковною службою и ныне рад помочь им хотя бы малою лептою. На письме Государь Император собственноручно начертал: «Сердечно благодарю Петра Красноперова»».

В начале 1920-х годов отец Петр по-прежнему был настоятелем Сретенской церкви села Русский Кадам, входившей в состав 4-го благочиннического округа Яранского викариатства Вятской епархии, а с 1 июня 1930 г. вошедшей в состав Марийского викариатства Горьковской епархии. В условиях гонений на Церковь батюшка призывал прихожан посещать храм в воскресные дни и церковные праздники, много общался с детьми, наставляя ходить в церковь и обучая их молитве, обращался к прихожанам с просьбами помогать храму, на который были наложены непосильные налоги. Отец Петр пользовался в селе уважением, в праздники в церкви было немало народа, даже колхозники ходили в храм Божий.

В 1928 г. священник Петр Красноперов был возведен в сан протоиерея, в 1929 г. к празднику Святой Пасхи награжден палицей, в 1935 г. – правом ношения митры, 19 марта 1930 г. по решению духовенства и благословению епископа Яранского Серафима (Трофимова) был назначен духовником 4-го благочиннического округа Яранского викариатства Вятской епархии, к 1937 г. исполнял должность благочинного Пектубаевского, Ново-Торъяльского, Оршанского, Ронгинского районов МАССР.

25 октября 1937 г. протоиерей Петр Красноперов был арестован. В постановлении о предъявлении обвинения ложно утверждалось, что он систематически вел контрреволюционную агитацию против советской власти. Обвинение предъявлялось по статьям 58–10,13 УК РСФСР, батюшка содержался под стражей в камере предварительного заключения села Пектубаево, а в последующем был переведен в Йошкар-Олинскую тюрьму.

На трех допросах 26–28 октября 1937 г. и двух очных ставках 27 октября протоиерей Петр Красноперов своей вины не признал, показав, например, на первом допросе: «Виновным я себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Я контрреволюционную агитацию не вел против советской власти, и не боролся против революционного движения». 10 ноября 1937 г. состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором отец Петр был приговорен к восьми годам заключения, где и скончался 30 марта 1939 г.

В эти же годы пострадал и один из зятьев о. Петра – протоиерей Александр Максимович Виноградов. Александр Максимович Виноградов родился в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1884 г. в деревне Большая Шуарсола Вятской губернии в крестьянской семье. После окончания в 1901 г. Старо-Торъяльской второклассной сельской школы, с 19 сентября того же года состоял учителем Шуэтской школы грамоты Уржумского уезда, 5 октября 1903 г. был переведен в Козлованскую школу грамоты Яранского уезда, а 14 октября 1907 г. – в Киреинбаевскую школу грамоты того же уезда.

В последующее время А.М. Виноградов обучался на трехгодичных Вятских инородческих миссионерских курсах, по завершение которых он был рукоположен в сан диакона к Покровской церкви села Упша. До 25 января 1913 г. нес послушание заведующего и законоучителя Люмпанской миссионерской школы грамоты. В январе того же года диакон Александр был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Люперсола (Кужмара). С 1 марта 1913 г. занимал должность законоучителя Алеевской и Кельмаксолинской церковно-приходских школ. В клировой ведомости люперсолинской церкви того времени записано, что поведения он был весьма хорошего.

В Троицкой церкви села Люперсола о. Александр прослужил до своего ареста в 1937 г. В условиях гонений за веру батюшка призывал паству соблюдать церковные праздники, протестовал против снятия с храма колоколов в 1935 г., разрушения церковной ограды в 1936 г., предлагая собирать подписи за ее сохранение.

30 сентября 1937 г. протоиерей Александр Виноградов был арестован. На единственном допросе, состоявшемся в тот же день, батюшка показал, что виновным в предъявленном обвинении себя не признает, и контрреволюционной деятельностью не занимался. 8 октября 1937 г. на заседании тройки НКВД по МАССР протоиерей Александр был приговорен к восьми годам заключения, отбывал наказание в Локчимских лагерях Коми АССР, где и скончался 25 ноября 1937 г.

жание