Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

 

Иерусалимские реликвии Ксении Чудиновой из Верхней Течи

Опубликовано 01.06.2020

Среди реликвий из Святой Земли в экспозиции музея Успенского Далматовского мужского монастыря им. архимандрита Антонина (Капустина) можно увидеть личные вещи Ксении Дмитриевны Чудиновой : кипарисовый сундук, глиняный кувшинчик и фотографию 1907 г. погружения паломников в воды реки Иордан.

   История этих предметов такова. Однажды наместнику Далматовского монастыря, председателю Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии игумену Варнаве (Аверьянову) позвонил проживающий в г. Екатеринбурге член указанной комиссии Андрей Владимирович Печерин и сообщил об интересной находке.

   Биографическая справка: Печерин Андрей Владимирович, 18.06.1985 г. рождения. Научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской православной духовной семинарии, аспирант Уральского федерального университета, член Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, председатель совета Уральского церковно-исторического общества. Окончил: Екатеринбургскую православную духовную семинарию в 2009 г. по специальности «теолог»; Уральский федеральный университет в 2015 г. по специальности «историк, преподаватель истории»; архивные курсы Общецерковной аспирантуры и докторантуры в 2012 г. Имеет более семидесяти публикаций по церковной тематике. В 2019 г. удостоен молодежной премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области гуманитарных наук с вручением диплома лауреата и медали за книгу: Печерин А. В. Зауральские новомученики: жизнь и страдания / Предисл.: игумен Варнава (Аверьянов), А. В. Печерин. – Далматово: Белое Городище, 2018. – 312 с.: илл. – (Церковная история Зауралья, кн. II). Награжден медалью Курганской епархии преподобного Далмата Исетского II степени (2013 г.) и юбилейной медалью Шадринской епархии «В память 100-летия мученической кончины сщмч. Аркадия Боровского» (2018 г.).

   А.В. Печерин познакомился с пожилой прихожанкой одного из храмов г. Екатеринбурга, Анной Александровной Лебедевой, показавшей ему свои семейные реликвии, связанные со Святой Землей. Вспомнив о только что появившейся в Далматовском монастырском музее экспозиции, посвященной известному выпускнику Далматовского духовного училища, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину), Андрей Владимирович убедил старушку, что именно в музее дорогие для нее вещи не только сохранятся, но и обретут «вторую жизнь».   

   Таким образом, 5 июня 2015 г. жительница г. Екатеринбурга Анна Александровна Лебедева передала в Далматовский монастырь личные вещи своей двоюродной бабушки Ксении Дмитриевны Чудиновой, скончавшейся 8 января 1943 г. в возрасте 78 лет. К.Д. Чудинова родилась в д. Анчугово (ныне Катайского района Курганской области). Весной 1905 г. пешком ушла в паломничество по святым местам, жила в Киеве, затем через Одессу пароходом поехала на Святую Землю; три с половиной года жила в Иерусалиме и Яффе в качестве няни у одного араба-врача, жена которого была русской. Вернулась она в Россию зимой 1910 г.

   Ее двоюродная внучка Нина Васильевна Грязных (1909-1988 гг.) написала целую книгу воспоминаний о своих родственниках. Предлагаем ознакомиться с выдержками из этого исследования, посвященными удивительной судьбе Ксении Чудиновой:  

    «Теперь я хочу рассказать вам о своей любимой бабушке Ксении Дмитриевне Чудиновой. Родилась она в деревне Анчугово, которая была рядом с В. Течей. Ксения была самой младшей из четырех сестер. Семья была бедная, и бабушке приходилось рано работать в людях. Была она очень работящей, доброй и общительной. Но в детстве она пережила большую трагедию, о которой не могла забыть всю жизнь. Было ей лет шесть, когда тетка взяла ее к себе нянчиться с маленькой девочкой Агриппиной. И вот однажды, в жаркий летний день, когда все взрослые уехали в поле, осталась Ксюша одна дома. Укачав ребенка в люльке, она прилегла отдохнуть в сенцах и уснула. А соседние ребята, играя с огнем, подожгли солому в сарае, который был близко от сеней, где спала Ксюша. Проснулась она от дыма, когда уже горели стены сеней. В страшном испуге, со сна, девочка выскочила во двор и кинулась звать на помощь, совсем забыв, что ребенок в комнате, в люльке. Когда она опомнилась, то сени уже были все в огне, и загорелся весь дом. Агриппина сгорела, и пожаром было уничтожено еще несколько домов. Бабушка не могла простить себе случившееся и считала себя великой грешницей. Она была религиозной и дала обет никогда не выходить замуж и отмаливать свой грех.

      И вот, когда папа увез ее вместе с семьей в город, она несколько лет прожила в нянях у судьи, поднакопила денег и отправилась пешком к святым местам – в Иерусалим. Много интересного видела она в своем путешествии. Побывала в Киевских пещерах, на горе Афон, купалась в реке Иордан, в Мертвом море. В Иерусалиме она поступила в няни к одному арабу – врачу, жена которого была русской. Дети, мальчик девочка, были чудесные. Бабушку все и везде любили за ее добрый и мягкий нрав и неизвестно, сколько бы она еще прожила в Иерусалиме, но тут родилась я, и папа попросил бабушку вернуться домой, чтобы нянчиться со мной. [Вернулась она в Россию зимой 1910 г.]

      Из Иерусалима привезла она много разных интересных для верующих вещей: чудесный ладан, свечи разные, землю с горы Вифлеем, которая будто бы обладала чудесным свойством помогать матерям, у которых было мало молока. Кроме того, бабушка привезла еще «Панораму» – ящичек с увеличительным стеклом, через которое можно было рассматривать картинки из священного писания. Как она гордилась приобретением и радостно показывала картинки своим знакомым старушкам. Все свое богатство бабушка хранила в сундучке из кипарисового дерева, которое имело свой сильный запах, и все вещи были пропитаны им».

         Интересно, что в той же самой витрине монастырского музея, куда были помещены реликвии Ксении Чудиновой, находится еще один точно такой же по размерам сундук из кипарисового дерева. Единственное существенное отличие между ними в том, что на сундуке К. Чудиновой никаких надписей нет, а у другого на крышке большими черными буквами написано по-французски: «RUSSIAN IMPERIAL CONSULATE» (Российское Императорское консульство). Второй сундук был приобретен для музея на аукционе по интернету. По свидетельству бывшего хозяина этой вещи, проживающего в Москве, сундук привезен в нашу страну из Российского Императорского консульства в Иерусалиме в начале XX в. и до определенного времени тоже хранился как семейная реликвия.

         Напоследок следует сказать несколько слов о родине Ксении Чудиновой. Деревня Анчугово близ села Верхняя Теча – это земли Успенского Далматовского мужского монастыря. Верхняя Теча была центром самого крупного хозяйственного поселья вотчины Далматовской обители. В 1743 г. после пожара, уничтожившего строения приписного к мужскому Успенскому Далматовскому женского Введенского монастыря, монахини были переведены в помещения Далматовского подворья в Верх-Теченском поселье. Хотя в период секуляризации женская обитель вскоре была упразднена, однако, в XIX в. вновь возродилась под именем Свято-Троицкой Верх-Теченской в 1861 г. как община, а с 1868 г. уже как третьеклассный женский монастырь. Верх-Теченский женский монастырь существует и доныне как действующая обитель.