Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Икона Богородицы 

«Торжество Пресвятой Богородицы»(Порт-Артурская)

    11 де­каб­ря 1903 го­да, за два ме­ся­ца до на­ча­ла рус­ско-япон­ской вой­ны, в Даль­ние пе­ще­ры Киево-Печерской лавры при­шел ста­рик-мат­рос, участ­ник обо­ро­ны Се­ва­сто­по­ля. Он усерд­но мо­лил­ся о рус­ском фло­те в Порт-Ар­ту­ре. Од­на­жды во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая в ру­ках плат, на ко­то­ром был изо­бра­жен лик Спа­си­те­ля. Обе сто­пы Ее по­пи­ра­ли об­на­жен­ные и от­то­чен­ные обо­ю­до­ост­рые ме­чи. С пра­вой сто­ро­ны над пре­чи­стым ли­ком Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дил­ся Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, с ле­вой – Ар­хан­гел Гав­ри­ил. Над Нею Ан­ге­лы дер­жа­ли в об­ла­ках цар­скую ко­ро­ну, увен­чан­ную пе­ре­кре­щи­ва­ю­щи­ми­ся ра­ду­га­ми с кре­стом на­вер­ху. Еще вы­ше Бес­плот­ные Си­лы под­дер­жи­ва­ли об­ла­ка, на ко­то­рых вос­се­дал Гос­подь Са­ва­оф.

     Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­да­ла ста­ро­му мо­ря­ку, что вско­ре нач­нет­ся вой­на, в ко­то­рой Рос­сию ждут тя­же­лые по­те­ри и ис­пы­та­ния. Вла­ды­чи­ца Небес­ная при­ка­за­ла из­го­то­вить об­раз, точ­но отоб­ра­жа­ю­щий ви­де­ние, и от­пра­вить ико­ну в Порт-Ар­тур­скую цер­ковь, обе­щая по­мощь, по­кро­ви­тель­ство и по­бе­ду рус­ско­му во­ин­ству. Ста­рик-мат­рос по­ве­дал о ви­де­нии бо­го­моль­цам лав­ры, и вско­ре бы­ла со­бра­на необ­хо­ди­мая для из­го­тов­ле­ния ико­ны сум­ма. На об­ра­зе эма­ли­ро­ван­ной вя­зью бы­ло на­пи­са­но: «В бла­го­сло­ве­ние и зна­ме­ние тор­же­ства хри­сто­лю­би­во­му во­ин­ству Даль­ней Рос­сии от свя­тых оби­те­лей Ки­ев­ских и 10 000 бо­го­моль­цев и дру­зей».

Павлов Н. Б. Воинская святыня в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре: икона "Торжество Пресвятой Богородицы" Порт-Артурская // Свято-Успенский Далматовский монастырь - духовный центр Зауралья: история и современность: сб. ст. / отв. ред. иг. Варнава (Аверьянов), И. Л. Манькова. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. С. 82-89,96.

Шлем и кольчуга преподобного Далмата Исетского.

     Шлем и кольчуга, по преданию, были подарены в середине XVII в. основателю Успенской Исетской пустыни старцу Далмату тюменским ясачным татарином Илигеем, желавшим убить монаха, но вразумленным явлением ему Пресвятой Богородицы. Это событие положило начало основанию Далматовского монастыря. После кончины прп. Далмата шлем и кольчуга хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
     В начале ХХ в. краевед А. И. Кривощёков писал: «…каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак от головной боли…».
     В 1920-е годы после закрытия монастыря они оказались на хранении в уральских музеях. В настоящее время шлем входит в музейное собрание Свердловского областного краеведческого музея, кольчуга – Невьянского историко-архитектурного музея. В 2019 г. святыни переданы на временное хранение Успенскому Далматовскому мужскому монастырю и экспонируются в специальной витрине в Скорбященском храме обители близ раки с мощами прп. Далмата Исетского.

 Шлем и кольчуга преподобного Далмата в Успенском Далматовском мужском монастыре. С. М. Прокудин-Горский. Цветная фотография 1912 г.