Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Некрополь (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός – мёртвый, πόλις – город) – большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов, с гробницами и каменными надгробиями. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.

 

 

Некрополи, могильные памятники, памятные кресты Шадринской епархии

Альменьевский

                    Сафакульевский

Далматовский

                    Целинный

Звериноголовский

                   

Шадринский

Каргапольский                    

Шатровский

Катайский

                    Шумихинский

Куртамышский

                    Щучанский

Мишкинский

                   

Юргамышский

Далматовский район

Могильные памятники в Далматовском монастыре

     Кладбище Успенского Далматовского мужского монастыря, располагавшееся за Успенским собором с восточной и, вероятно, северо-восточной стороны, в годы богоборчества XX в. оказалось полностью стерто с лица земли. К этому привела хозяйственная деятельность на территории обители завода «Молмашстрой», разместившегося в монастырском комплексе в 1945 г. Даже уже в 1996 г. читать далее

Могильные памятники из фондов Далматовского краеведческого музея

Плиты надгробные с кладбища Далматовского Успенского монастыря.

 
     

   "Игумен Алексей в мире священник Александр Васильевич Касаткин рукоположен во священники 1 декабря 1862 года, принял монашество 27 ноября 1888 года, скончался 23 августа 1896 года на 65 году от рождения. Памятник сей возведен усердием монахов". 

  "На сем месте погребено тело упраздненного города Далматова бывшаго городничаго надворного советника Сергея Воинова жены Агрипины Львовой, которая на свет сей произошла 1749 года мая 28 числа, в супружество своё вступила 19 лет и семи месяцев, преставилась 1799 года июня 13 числа, а всего жития ей было 50 лет и 12 дней".

Надгробная плита найдена в г. Далматово, ул. 4-го Уральского Полка, д.9, кв.2 Александром Патракеевым, лежала у входа в дом

Надпись гласит:

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Здесь покоится тело рабы божией крестьянской девицы Ирины Аврамовой Зыряновой уроженки села Зырянского после богоугодной и трудовой жизни в селе Далматове, в глубокой старости тихо скончавшейся 1 декабря 1860 года"

Могильная плита, найденная в селе Вознесенское Далматовского района

         В молитвенном доме с. Вознесенское Далматовского района хранится чугунная могильная плита с разоренного кладбища, существовавшего близ местного Вознесенского храма. Надпись на плите гласит: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав * Здесь покоится прах Вознесенского села Вознесенской церкви священника Анемподиста Алексеева Сильванова, скончавшегося 1851 года апреля 13 числа в пяток Светлой седмицы, на 40 году от рождения * Поминай последняя своя, и вовеки не согрешиши».

Памятник близ Вознесенской церкви с. Вознесенское Далматовского района

   У алтаря Вознесенской церкви с. Вознесенское Далматовского района сохранился обломок могильной плиты – памятника на могиле местного священника. Надпись на плите гласит: «Здесь покоится прах священника Дмитрия Ефимьевича Пономарева. скончался 1806 г. мая [нрзб.] дня на 69 г. своей жизни». Сбоку видна еще одна надпись: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Старинные памятники на кладбище с. Вознесенское Далматовского района

Могильные памятники близ Иоанно-Предтеченской церкви

с. Широковское Далматовского района

     Старинное приходское кладбище близ Иоанно-Предтеченской церкви с. Широковское Далматовского района в советское время было уничтожено. Около полуразрушенного храма не оказалось ни одного надгробия. Хотя нет никаких сомнений в том, что захоронения вокруг церкви, имеющей более чем двухвековую историю, безусловно, были. И, действительно, после начала восстановительных работ, когда в 2010 г. около храма стали копать ямы под «святой колодец» и септик для слива воды из баптистерия, были обнаружены старые могилы...  читать далее

Могильные памятники близ Покровского храма

с. Першинское Далматовского района

         В южном углу церковной ограды ныне приписного к Успенскому Далматовскому мужскому монастырю Покровского храма с. Першинское Далматовского района установлен большой деревянный поклонный крест. Рядом с ним поставлены несколько каменных могильных памятников и плит. Это все, что осталось от старинного сельского кладбища. читать далее

Могильный памятник близ Петропавловского храма

с. Новопетропавловское Далматовского района

          С южной стороны Петропавловского храма с. Новопетропавловское Далматовского района в церковной ограде, каким то чудом сохранились два осколка могильных плит и памятник, надпись на котором гласит: «Здесь покоится прах священноиерея Максима Павловича Молчанова, 29 ½ лет священствовавшего в сей церкви, умерш. 51 г. от рожд. 15 декабря 1893 года». 

Каргапольский район

Могильные памятники близ Богоявленского храма

С. Усть-Миасское Каргапольского района

   С южной стороны Богоявленского храма с. Усть-Миасское Каргапольского района видны две могилы с деревянными крестами, заключенные в небольшие деревянные срубы-оградки. Ближняя принадлежит настоятелю храма иеромонаху... читать далее

Могильный памятник близ Сретенского храма

с. Окуневское Каргапольского района

         С южной стороны полуразрушенного Сретенского храма с. Окуневское Каргапольского района сохранился могильный памятник, надпись на одной стороне которого гласит: «Здесь погребено тело рабы Божьей девицы Анны Александ. Ципулиной, скончавшейся 1 августа 1891 года 16 лет от роду. Не умерла девица – спит. Духом с неба говорит <нрзб>» На другой же стороне: «Спи дитя (?) наше родное Ангел милый дорогой Одно теперь наше <нрзб> Придти поплакать над тобой».

Катайский район

Могильные памятники

близ Скорбященского храма г. Катайска

         На площади к юго-востоку от деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и совсем рядом со зданием бывшего Богоявленского храма (ныне – Дом культуры «Лучезар») г. Катайска установлен деревянный поклонный крест и рядом с ним – старинные каменные надгробия. Эти могильные памятники были привезены и размещены здесь первым настоятелем храма протоиереем Евфимием Козловцевым.

         На бетонном основании поклонного креста прикреплен металлический щит с надписью. Однако щит проржавел, буквы выцвели и потому в настоящее время прочитать, что там было написано не представляется возможным.

         Могильные памятники имеют разную конфигурацию: небольшие каменные гробики, плиты, кубические и фигурные стелы. Всего их около полутора десятка. Некоторые имеют надписи. Вот наиболее сохранившиеся: «Тише, ветер – здесь могила Здесь наша дочь погребена Здесь родную зе<мля?> скрыла Тише, ветер, спит она * Здесь покоится тело младенца Нины Белышевой скончавшейся 19 августа 8 час. 20 мин. утра 1911 года жития ея было 6 ½ месяцев», «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Здесь покоится тело младенца Александра Федоровича Первушина родился 22 го Августа 1874 года, скончался 25 го Августа 1876 года», «Здесь погребен прах раба Божьего диакона Иоанна Александрова Филиппова умершего в 1881 году 21 апреля жизни его от роду было 9<3?>0 лет».     

    В гараже одного из учреждений г. Катайска имеются вмонтированные в пол каменные надгробные плиты. Само учреждение располагается в старинном каменном особняке близ здания бывшей Троицкой церкви (в настоящее время – средняя школа № 2). Вероятно, при строительстве гаражей в советское время использовались надгробные памятники с церковного кладбища. На одной из могильных плит можно разобрать надпись: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Здесь покоится прах рабы Божией <нрзб.> Михайловны Бул<нрзб.>овой скончалась 6 августа 1899 года на 30 году».

Некрополь

Свято-Введенского Верх-Теченского женского монастыря

  Старинное кладбище Свято-Введенского Верх-Теченского женского монастыря до наших дней не сохранилось. О том, что не территории некогда многолюдной обители были могилы насельниц и священнослужителей, свидетельствуют найденные при прокладке коммуникаций человеческие кости, остатки истлевших облачений, требный священнический крест... читать далее 

Некрополь
женского монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы
с. Боровское Катайского района

     Как и у большинства храмов Шадринской епархии старинные погребения в церковной ограде Николаевского храма женского монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровское Катайского района не сохранились. Единственным исключением стало обретение в 2007 г. мощей настоятеля храма сщмч. иерея Аркадия Гаряева в склепе с юго-восточной стороны алтаря. читать далее

Надгробные плиты в музее женского монастыря
в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровское Катайского района

          В монастырском музее находятся две чугунные надгробные плиты с могил священнослужителей Шадринского уезда. К сожалению, обе плиты не целы, имеют утраты. читать далее

Куртамышский район

Могильная плита близ Петропавловского храма г. Куртамыш

    C текстом: «За алтарем Петропавловского храма г. Куртамыш лежит чугунная могильная плита. В верхней ее части помещено изображение Голгофы, обрамленной по верхней окружности словами «Бог несть мертвых, но живых». Под основанием Голгофы помещен текст следующего содержания: «Здесь тела жены чиновника Благовещенского, Агнии Алексеевны, урожденной Владыкиной, скончавшейся 28-го марта 1867 года и дочери ее Любви, младенца, скончавшейся 1-го мая того же года»».

 Могильные плиты в экспозиции Куртамышского краеведческого музея им. Н.Д. Томина

     C текстом: «В экспозиции Куртамышского краеведческого музея им. Н.Д. Томина выставлены три надгробные чугунные плиты. На первой надпись обрамлена по краям растительным орнаментом. В углах по четырем сторонам помещены изображения херувимов. Вверху расположена Голгофа в венке из лавровых и дубовых листьев. Внутри венка – надпись полукругом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Под венком помещен текст следующего содержания: «Здесь погребен местный священник Михаил Антонов Чернавский, род. 11 сент. 1841 г., рукопол. во священника 1 нояб. 1864 г. и умер. 16 мая 1903 г. Вечная тебе память, доблестный труженик!».

     Вторая надгробная плита оформлена аналогично. Отличия только в размере (вторая плита чуть меньше) и тексте. Надпись на второй плите следующая: «Здесь покоится прах раба Божия крестьянина села Куртамыша Егора Агафоновича Голощапова Прожившего от роду 105 лет находясь по смерть свою в здравом уме и твердой памяти. Скончался 29-го марта 1908 года. Мир праху твоему. Аминь. От благодарных [внуков? – нрзб.]».

     У третьей надгробной плиты утрачена верхняя часть. По бокам слева и справа виден орнамент. Надпись гласит: «Здесь покоится <…> Куртамышского крестьянина Николая Ивановича Цыпулина. Жил на сем свете 65 л[ет] 6 м[есяцев], умер 1908 [сен?]т. 15 в 10 [часов?] [у]тра. <…> […житей]скому морю  <…> я устал».».

Целинный район

Могильные памятники близ разрушенного Христорождественского храма с. Усть-Уйское

    Близ разрушенного до основания в годы богоборчества Христорождественского храма в с. Усть-Уйское Целинного района сохранились старинные надгробные памятники и могильные плиты. В центре на каменной тумбе установлен деревянный памятный поклонный крест. Надпись на лицевой стороне тумбы под крестом гласит: «За веру, волю и Отечество Усть-Уйскому казачеству от благодарных потомков. Установлен Усть-Уйским казачьим обществом 22 августа 2014 года».

         Каменных памятников три и одна чугунная плита. Надпись на плите гласит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Здесь покоится прах священноиерея Александра Петровича Кочнева, прослужившего на пользу Церкви Православной более 60 лет и умершего 22 мая 1878 года. Мир праху твоему, пастырю, труженик». Надписи на памятниках: «Здесь покоится прах хорунжего Агафона Ивановича Панова, родившегося 20 авг. 1827 г. и умершего 30 апр. 1904 г. / И жены его Пелагии Филипповны, родившейся <нрзб.> окт. 1830 г., умершей 18 авг. 1902 г.»; «Здесь покоится прах рабы Божией Матроны Андреевны Аросиповой, скончавшейся 4 июня 1896 г. <далее нрзб.>».

Шадринский район

Воскресенское кладбище г. Шадринска

         Фактически единственным подлинным древним некрополем на территории Шадринской епархии можно считать Воскресенское кладбище рядом с Воскресенским храмом г. Шадринска. От остальных старинных кладбищ епархии остались лишь отдельные надгробия. читать далее

Могильные памятники близ Владимирского храма

с. Глубокое Шадринского района

    По свидетельству настоятеля храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с. Глубокое Шадринского района иерея Сергия Нуртдинова, могильные памятники рядом с алтарем появились благодаря усердию одного из прихожан, пытавшегося таким образом их сохранить.

Могильные памятники близ Иоанно-Предтеченского храма д.Крестовское Шадринского района

Щучанский район

Памятные кресты на месте уничтоженного кладбища близ Успенского храма с. Песчанское Щучанского района

          Рядом с восстановленным в 2018 г. радением руководителя Челябинского регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия»,  первого заместителя председателя Комитета Законодательного Собрания Челябинской области по строительной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Александровича Мотовилова Успенским храмом в с. Песчанское Щучанского района установлены: могильное надгробие с южной стороны храма и за алтарем – памятный поклонный крест с именами служивших в селе священно- и церковнослужителей. Сведения, помещенные на памятных досках, собраны также А.А. Мотовиловым.