Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Символика
Шадринской епархии

Эскиз герба
Шадринской епархии.
Аннотация.

Герб Шадринской епархии Русской Православной Церкви имеет форму нормандского щита, традиционную форму гербов городов России, разделенного горизонтально на две части. В верхней части помещен герб епархиального города Шадринска, представляющий собой в серебряном поле золотую бегущую куницу. Куница изображается развернутой геральдически вправо (влево от смотрящего), ее передние лапы подняты в беге, задние – сближены. В нижней части помещен герб второго епархиального города – Далматово, представляющий собой в лазоревом поле поставленные пирамидою три золотых колокола (один и два). Помимо того, что правящий архиерей Шадринской епархии носит титул епископа Шадринского и Далматовского, эти два города являются древнейшими административными центрами территории, на которой размещается нынешняя Шадринская епархия.

   В качестве навершия выступают архиерейская митра, а также верхние части архиерейского жезла и запрестольного шестиконечного креста. Шестиконечная форма креста указывает на широкое распространение в свое время старообрядчества и единоверия в пределах нынешней Шадринской епархии. Первые единоверческие храмы на территории Шадринской епархии появились ранее, чем единоверие было официально допущено в Российской империи. В 1918 г. предполагалось учредить Шадринскую единоверческую викарную кафедру.

   Герб обрамлен лентой фиолетового цвета с узкой белой полосой посредине. Фиолетовый цвет является символом епископской мантии и указывает на то, что Шадринская епархия, входя в состав Курганской митрополии, возглавляется архиереем в сане епископа. Внизу на ленте помещено обозначение кириллицей даты – 2015 – год учреждения Шадринской епархии.

Символика
Шадринской епархии

Эскиз флага
Шадринской епархии.
Аннотация.

   Флаг Шадринской епархии представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – изумрудного (зеленого) и нижней – белого цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. Цвета флага Шадринской епархии соответствуют цветам флага Курганской области, на территории которой находится Шадринская епархия.

         В центральной части изумрудной (зелёной) полосы – герб Шадринской епархии. Герб расположен так, что его верхняя и нижняя части заходят на белые полосы.

Герб Шадринской епархии Русской Православной Церкви имеет форму нормандского щита, традиционную форму гербов городов России, разделенного горизонтально на две части. В верхней части помещен герб епархиального города Шадринска, представляющий собой в серебряном поле золотую бегущую куницу. Куница изображается развернутой геральдически вправо (влево от смотрящего), ее передние лапы подняты в беге, задние – сближены. В нижней части помещен герб второго епархиального города – Далматово, представляющий собой в лазоревом поле поставленные пирамидою три золотых колокола (один и два). Герб обрамлен венком из лавровых ветвей золотистого цвета и лентой фиолетового цвета с узкой белой полосой посредине. Внизу на ленте помещено обозначение кириллицей даты – 2015 – год учреждения Шадринской епархии. В качестве навершия выступают архиерейская митра, а также верхние части архиерейского жезла и запрестольного шестиконечного креста.  

История Шадринской епархии

      История православия на Шадринской земле, точнее, на территории нынешней Шадринской епархии насчитывает более трех с половиной столетий.

   Самостоятельная Шадринская епархия была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 г. путем выделения части ее территории из бывшей Курганской епархии.
        Канонической территорией Шадринской епархии является часть Курганской области в административных границах Шадринского, Далматовского, Катайского, Щучанского, Шумихинского, Мишкинского, Юргамышского, Сафакулевского, Альменевского, Каргапольского, Куртамышского, Целинного, Звериноголовского и Шатровского районов. Епархия входит в состав Курганской митрополии.

 I. Предыстория. Освоение территории в пределах нынешней Шадринской епархии с древнейших времен.

  Освоение данной территории людьми уходит вглубь не только веков, но и тысячелетий. Свидетельствующие об этом материальные памятники хранятся в краеведческих музеях зауральских поселений... читать далее

II. Русская колонизация и распространение Православия в Зауралье.

   Русские люди впервые познакомились с зауральским краем в XV в. В процессе русской колонизации Зауралья сначала преобладала частная инициатива новгородских, впоследствии московских торговых людей, промышленников, приобретавших пушнину в обмен на русские товары. На этих путях постепенно создавались промышленные поселения – слободки, зимовья, городки. Шли на восток и христианские миссионеры... читать далее

III. Церковно-административная принадлежность и органы управления на территории нынешней Шадринской епархии в середине XVII – начале XX вв.

      В государственно-административном отношении земли нынешней Шадринской епархии находились в ведении Сибирского приказа (создан в 1637 г.; в 1590-е – 1677 гг. одним из четырех разрядов, на который делились земли, подчиненные Сибирскому приказу, был Тобольский)... читать далее

IV. Дореволюционная история монашества в пределах нынешней Шадринской епархии.

       Основными монашескими обителями на территории нынешней Шадринской епархии до революции 1917 г. были второклассный (с 1912 г.) общежительный (с 1905 г.) Успенский Далматовский мужской монастырь, приписной (с 1680 г. по 1764 г.) к Далматовскому мужскому Введенский женский монастырь, впоследствии (с 1868 г.) возобновленный как третьеклассный общежительный Свято-Троицкий Верх-Теченский женский монастырь... читать далее

V. Статистические данные о предпочтениях в выборе церковных праздников и святых, в честь которых освящались престолы храмов и часовни на территории нынешней Шадринской епархии.

VI. Репрессии против верующих в советское время. Зауральские новомученики и исповедники.

После октябрьского переворота 1917 г. начинается период репрессий в отношении православных верующих и особенно священнослужителей... читать далее

VII. Неопределенность церковно-административных границ в период революционной смуты начала XX в. Шадринское викариатство. Церковно-административная принадлежность и органы управления на территории нынешней Шадринской епархии во 2-й половине XX – начале XXI вв.

         В послереволюционный период делались неоднократные попытки учреждения архиерейской кафедры в Шадринске или, по крайней мере, поставления архиерея с титулом «Шадринский». Так, в частности, в апреле 1918 г. собрание екатеринбургских единоверцев поставило вопрос об учреждении в Екатеринбургской епархии Шадринской единоверческой кафедры. Архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский) одобрил это решение, но дело не имело продолжения... читать далее

VIII. Образование самостоятельной Шадринской епархии. Современное состояние.

Самостоятельная Шадринская епархия была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 г. путем выделения части ее территории из бывшей Курганской епархии... читать далее

Данный материал носит обзорный характер,
является не самостоятельным исследованием,
а компиляцией различных материалов.

 Используемые источники:  

  1. Гаев И. М. Свято-Введенский женский монастырь: прошлое и настоящее. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. – 40 с.
  2. Грязнов Д. С., Лепихина Т. Н., Пономарева Г. А. Край по имени Далмата. 1644-1924. Т. 1. Курган: Изд-во «Зауралье», 2002. – 336 с.
  3. Денисов Д.Н. Новые факты к биографии преподобномученика Палладия (Хроненко) о жизни святого в Оренбургском крае // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 55-59. (https://cyberleninka.ru/article/n/novye-fakty-k-biografii-prepodobnomuchenika-palladiya-hronenko-o-zhizni-svyatogo-v-orenburgskom-krae/viewer) (Дата обращения 22.01.2020)
  4. Древности Курганского Притоболья // Альманах «Тобольск и вся Сибирь». Курган. XXIII том / составитель Д.Н. Маслюженко. Тобольск: Издательский отдел Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2014. С.249-260. (http://www.kurgangen.ru/Arheology/Drevnosty/ (Дата обращения: 30.12.2019))
  5. Житие преподобномучеников монаха Каллиста и иеромонаха Аполлинария Верхотурских. Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. 2002 г. С. 3-5.
  6. Зайцева Л. Ю. Раздел I. Русская православная церковь // История Курганской области (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган: Курганский государственный университет, Курганское областное общество краеведов, Администрация и Дума Курганской области, 1998. С. 7-294.
  7. Зауралье с древнейших времен до конца XVI века // http://kurganobl.ru/zaurale-s-drevneyshih-vremen-do-konca-xvi-veka (Дата обращения: 30.12.2019)
  8. Звягинцева О.И, Павлуцких Г.Г. Страницы истории станицы Звериноголовской // http://www.kurgangen.ru/History%20of%20Kurga/Zverinogolovsky%20Region/Zverinogolovsk/Zverinka%20History/ (Дата обращения: 02.01.2020)
  9. Зырянов А.Н. Несколько слов о курганах Шадринского уезда Пермской губернии // Шадринская старина. Краеведческий альманах. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1993. С. 40.
  10. История Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2010. – 552 с.
  11. Константин (Горянов), архиепископ Курганский и Шадринский. 20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993-2013. Изд-е второе, испр. и доп. Курган, 2014. – 194 с.
  12. Краткий исторический очерк Свято-Троицкого женского монастыря, в селе Верх-Теченском, Шадринского уезда // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1894. Отдел неофициальный. № 5. 29 января. С. 123-130; № 6. 5 февраля. С. 147-152; № 7. 12 февраля. С. 179-185; № 8. 19 февраля. С. 205-210.  
  13. Кузьмин А.Д. Ненадежные годы. Очерки. Куртамыш: ООО «Куртамышская типография», 2014. – С. 216-223.
  14. Кучеров Михаил, прот. Курганская епархия. Православные приходы и исполнительные органы власти в первые десятилетия новообразованной Курганской области 1940 – 1950 гг. // https://www.agioi-zaural.ru/issledovaniya/materialy/item/88-prot-mikhail-kucherov-kurganskaya-eparkhiya-pravoslavnye-prikhody-i-ispolnitelnye-organy-vlasti-v-pervye-desyatiletiya-novoobrazovannoj-kurganskoj-oblasti-1940-e-1950-e-gg.html (Дата обращения 03.07.2020)
  15. Кучеров Михаил, прот. Особенности епархиального управления и его роль в развитии приходской жизни Курганской епархии в 1945 – 1993 гг. // https://www.agioi-zaural.ru/issledovaniya/materialy/item/87-osobennosti-eparkhialnogo-upravleniya-i-ego-rol-v-razvitii-prikhodskoj-zhizni-kurganskoj-eparkhii-v-1945-1993-gg.html (Дата обращения 03.07.2020)
  16. Кучеров Михаил, прот. Социальный портрет духовенства советской глубинки на примере Курганской епархии // https://www.agioi-zaural.ru/issledovaniya/materialy/item/89-prot-mikhail-kucherov-kurganskaya-eparkhiya-sotsialnyj-portret-prikhodskogo-dukhovenstva-sovetskoj-glubinki-vtoroj-poloviny-xx-stoletiya-na-primere-kurganskoj-oblasti.html (Дата обращения 03.07.2020)
  17. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. – С. 318.
  18. Манькова И. Л. Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея  Руси Алексия II. Том VIII.  Вероучение – Владимиро-Волынская епархия.  М.: Православная Энциклопедия, 2004. С. 21-22.
  19. Манькова И. Л. Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII – начало XVIII в.). Сборник документов. Свердловск, 1992. – 245 с.
  20. Манькова И. Л. Далмат, прп., Исетский, Пермский // Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея  Руси Алексия II. Том ХIII.  Григорий Палама – Даниель-Ропс.  М.: Православная Энциклопедия, 2006. – С. 650-652.
  21. Менщиков В. В. Раздел II. Южное Зауралье в XVII-XVIII вв. // История Курганской области (с древнейших времен до 1861 года). Т. I. – Курган: Курганский государственный педагогический институт, Курганское областное общество краеведов, Администрация Курганской области, 1995. С. 103-194. 1.
  22. Михайлов А.А., Кузьмин А.Д. «Неурочная обитель» // «Курган и курганцы» 29.03.2012 г. // http://gako.archives.kurganobl.ru/neur_obitel.html (Дата обращения 22.01.2020)
  23. Мурзин А.Н. Приисетская ойкумена // Альманах Тобольск и вся Сибирь. XVII. Шадринск. – Тобольск: Общественный благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска», 2012. – с. 557-565.
  24. Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 218 с.
  25. Никулин Иоанн, свящ. Структура Тобольского архиерейского дома в 90-е годы XVII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014. С. 123-131.
  26. Обозрение церквей и приходов Троицкого и Челябинского уездов епископом Челябинским свмч. Сильвестром (Ольшевским) в 1915 году. Записано священниками Петром Холмогорцевым и Василием Кудрявцевым. / Сост. М.А. Меньшикова. – Челябинск: Приход храма св. преп. Серафима Саровского Зауральского городского поселения Челябинской епархии Русской Православной Церкви, 2012. – С. 68-69, 82-85.
  27. Памятники археологии (городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, святилища и др.) // Про Зауралье. Достопримечательности, памятники природы, культурное наследие в Курганской области (https://zaural.pro/category/kultura/pa/ (Дата обращения: 30.12.2019))
  28. Пашков А. А. Зауральское Приисетье – земля Шадринская (до февраля 1917 года). Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. – 524 с.
  29. Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2000. – 415 с.
  30. Печерин А.В. Зауральские новомученики: жизнь и страдания / Предисл.: игумен Варнава (Аверьянов), А.В. Печерин. – Далматово: Белое Городище, 2018. – 312 с.: илл. – (Церковная история Зауралья, кн. II).
  31. Печерин А.В. Книга памяти репрессированных священно- и церковнослужителей Курганской области. Рукопись.
  32. Плотников Г. С., прот. Краткий исторический очерк Свято-Троицкаго женского монастыря в с. Верх-Теченском Шадринскаго уезда. Екатеринбург, 1894.
  33. Плотников Г. С., прот. Описание мужского Далматовскаго Успенскаго монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенскаго монастыря. Екатеринбург, 1906. С. 86-97.
  34. Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) // https://drevo-info.ru/articles/19554.html  (Дата обращения 22.01.2020); Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. С. 9-24.
  35. Свято-Введенский женский монастырь / под общей редакцией Архиепископа Курганского и Шадринского Константина. – М.: atelier ventura, 2015. – 124 с.
  36. Статистические данные Шадринского епархиального управления.
  37. Уральские архипастыри (до конца XVIII в.), Уральские епископы. XIX в., Уральские епископы. XX-XXI вв. // Православная энциклопедия Урала. Екатеринбург: «Квист», 2017. – С. 24-29.
  38. Фёдорова О.Ю. Археологические памятники Курганской области // http://www.ziranov.ru/up/index.php?newsid=1581#ex1 (Дата обращения: 30.12.2019)
  39. Христианство на территории Курганской области (по документам ГАКО досоветского периода). Тематический обзор. Сост. ведущий специалист И. П. Тюменцева. Курган, 2000. 30 с.
  40. Шилов С. Н. Раздел I. Южное Зауралье до XVII в. Введение. Глава 1. Начало истории края // История Курганской области (с древнейших времен до 1861 года). Т. I. – Курган: Курганский государственный педагогический институт, Курганское областное общество краеведов, Администрация Курганской области, 1995. С. 27-53.