Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История появления курьезной надписи на обороте старинной иконы «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»

Опубликовано 04.06.2020

  В одной из приписных к Далматовскому монастырю церквей находится старинная храмовая икона с редким сюжетом, именуемым «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».

  Мало кто знает о наличии надписи на обороте сей иконы, но, даже узнав, едва ли догадается об истории ее происхождения.

  Надо сказать, что надпись эта при ближайшем рассмотрении оказывается довольно курьезной.

    А именно, вот что она гласит: «Написан сей святый образ тщанием и радением сын боярского, Ксилия Лапина иркуцких казаков в дар Долматовскому монастырю. 1878 год м҃ [есяца] декабря 18 д҃ [ня]».

    Серьезный историк сразу увидит здесь массу нелепостей. Во-первых, известно, что «дети (или сыны) боярские – сословие, существовавшее на Руси в конце XIV – начале XVIII веков. <…> На территории Европейской России сословие детей боярских было упразднено при военной реформе 1707-1708 годов. <…> В Сибири дети боярские просуществовали до 1821 года». То есть в 1878 г. «сын боярский» даже в Сибири никак не мог заказать и подарить икону.
Во-вторых, что это за странное имя у «сына боярского» – Ксилий? В святцах такого имени нет. Поиск в интернете выдает какую-то белиберду, из которой можно понять только то, что это женское (да и то не православное) имя. Вряд ли такое имя дали бы «сыну боярскому».
В-третьих, дата дарения – 1878 год. Чтобы понять абсурдность этой даты, надо обратиться к истории интересующего нас иконописного образа.

     Когда в 1865 г. на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначили архимандрита Антонина (Капустина), он начал энергичную деятельность по приобретению земель в Палестине. Ему Россия обязана тем, что к концу XIX столетия для Православия были спасены и стали русскими ряд связанных с евангельскими событиями мест. В их числе палестинское селение Горняя, иначе Айн-Каремский холм – место действия одного из драгоценнейших евангельских повествований – встречи Девы Марии с праведной Елисаветой. Архимандрит Антонин приобрел этот участок в 1871 г.
Расположенная на горной террасе, местность эта утопает в зелени виноградников и масличных садов. Не случайно арабская деревушка Айн-Карем, которая находилась здесь прежде, в переводе означает «Источник виноградников». Здесь жили родители св. Иоанна Крестителя, здесь увидел свет «величайший из рожденных женами». В часе ходьбы – пустыня, где Предтеча мужал духовно, прежде чем вышел в мир с проповедью покаяния. Именно сюда после Архангельского Благовестия через ущелья, каменистые тропинки пришла дивная Богоотроковица, чтобы открыть близкой по крови праведной Елисавете возвещенную Ей небесную тайну. «Во дни оны воставши же Мариам, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1: 39-40).
     На месте дома Захарии и Елисаветы, где состоялся богодухновенный разговор, переданный человечеству Евангелистом Лукой, стараниями архимандрита Антонина (Капустина) по благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Регламентировавшие жизнь обители правила были утверждены Святейшим Синодом в 1898 г.
     В 1883 г. архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Ее пребывания здесь в течение трех месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 г. это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в «Горненский праздник» должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста.
     Тропарь праздника Сретения (встречи) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы: «Дево безневестная и Мати всечестная, приемши от Архангела Благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою всечестную Елисавет, Материю Господа от сея наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»
    В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Айн-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сестры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор.
     Учитывая вышесказанное, икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» могла быть написана никак не ранее официального установления празднования Святейшим Синодом в 1883 г.
      Как же все-таки возникла странная надпись на обороте иконы? Дело в том, что образ был приобретен наместником Успенского Далматовского мужского монастыря игуменом Варнавой (Аверьяновым) где-то в конце 2004 г. в одном из антикварных магазинов г. Кургана.
В то время еще можно было найти в продаже храмовые иконы по вполне доступной цене. Посчастливилось сделать такое приобретение для восстанавливаемых храмов Далматовского монастыря игумену Варнаве в один из приездов его в г. Курган. Продавец-антиквар стал предлагать еще одну икону с необычным сюжетом – встречей Божией Матери и праведной Елисаветы. Видно было по изображению фигур, что икона эта старинная, не новодел. Правда, поля и окружающие фигуры архитектурные элементы выглядели аляповато. Не было сомнения, что это труд современного «горе-реставратора». В общем, от покупки о. Варнава тогда отказался.
    В следующий приезд наместника Далматовского монастыря хитрый антиквар поведал посетителю, что, оказывается, на оборотной стороне иконы была обнаружена оставшаяся каким-то образом незамеченной ранее надпись, свидетельствующая о принадлежности образа именно Далматовской обители. Конечно, подозрение о лукавстве продавца возникло сразу. Однако по непостижимому промыслу Божию «историческая надпись» склонила чашу весов в пользу решения приобрести все-таки икону.
    Надо признаться, что об истории этого образа игумен Варнава тогда мало что знал. Это впоследствии выяснилось, что икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» непосредственно связана с именем выпускника Далматовского духовного училища, знаменитого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, создателя «Русской Палестины» архимандрита Антонина (Капустина). А для того, чтобы эта икона попала на Далматовскую землю, пришлось даже кому-то выдумывать «дарственную надпись».
     После приобретения была заменена портящая икону грубая живопись заднего фона. Надо отметить еще одну деталь, свидетельствующую о непростой судьбе иконы: на оборотной стороне хорошо видны следы от многочисленных выстрелов из пневматического оружия – кто-то, вероятно, использовал икону в качестве мишени.
    В 2015 г. резолюцией Преосвященнейшего епископа Шадринского и Далматовского Владимира музею Далматовского монастыря было присвоено имя архимандрита Антонина (Капустина), а в 2016 г. в монастырском музее открылась экспозиция, посвященная этому знаменитому уроженцу Зауралья. В одной из витрин экспозиции можно увидеть еще одну старинную икону «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» малого аналойного размера. Так Далматовская обитель стала обладательницей двух редких икон, связанных с почитанием Божией Матери архимандритом Антонином (Капустиным).