Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

24 ноября 2021 г. – епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов) совершил очередную экспедицию по селам бывшего Шадринского уезда, исследуя историю и традиции старообрядчества.

Опубликовано 24.10.2021

Продолжая изучение истории старообрядчества и единоверия на территории Шадринской епархии, наместник Успенского Далматовского мужского монастыря, епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов) совершил очередную поездку по населенным пунктам Талицкого района Свердловской области, некогда относившихся к Шадринскому уезду Пермской губернии. 

В поездке игумена Варнаву сопровождали древлехранитель Курганской епархии, казначей Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря иеромонах Афанасий (Коренкин), художник-иллюстратор издательства Далматовского монастыря «Белое Городище» Олег Александрович Серебренников и далматовский краевед, председатель СПК «Искра» (с. Вознесенское Далматовского района) Леонид Николаевич Подоксёнов.

Благодаря содействию прихожан из с. Басмановское Талицкого района Василия Кирилловича и Нины Ивановны Берсенёвых, а также Леонида Николаевича Подоксёнова удалось заранее договориться о встрече с местными старообрядцами.

В д. Трёхозерной есть старообрядческая молебная комната в трехэтажном современном здании. Старшей среди собирающихся здесь нескольких бабушек является Евфросиния Михайловна Микушина. Именно она встретила участников экспедиции. В ходе беседы игумен Варнава (Аверьянов) рассказал ей о связях основателей Далматовской обители с ревнителями старого обряда, о недавней поездке и службе в единоверческом Михаило-Архангельском храме г. Верхний Тагил, продемонстрировал монашеское облачение старообрядческой традиции, показал единоверческую икону прп. Серафима Саровского, где святой изображен с лестовкой в руке, а также кратко описал работу древлехранителя Шадринской епархии по созданию Музея древнего благочестия. Игумен Варнава подарил Евфросинии Михайловне на память книги по истории Далматовского монастыря.

Отвечая на вопросы игумена Варнавы о совершаемых в молебной комнате молитвословиях,  Евфросиния Михайловна рассказала, что они читают в основном павечерицу, а также каноны. Контактов с другими старообрядцами почти нет, раньше редко ездили к наставникам в Ревду, в Тугулымский район. По усопшим без покаяния читаются три сорокоуста – каноны прп. Паисию Великому, мч. Уару и первомученице Фекле. Усопших в старой вере отпевают сами, по ним читается также канон за единоумершего и псалтирь. Литургия и даже обедница им неизвестны. Причащением считается вычитывание особых молитв и употребление святой воды. Свечи делают сами, используют на службе и ладан, но каждение кацией по традиции должен совершать мужчина. При молитве используют, конечно, чётки-лестовки и коврики-подручники. Евфросиния Михайловна сокрушалась также, что собранные в округе предметы старины не были сохранены в полном объеме в местном музее.

В д. Вихляевой удалось побеседовать с Марией Григорьевной Овчинниковой. Пережив недавно пожар, она сумела спасти лишь две богослужебные книги, по которым сейчас и молится. Одна из них – единоверческий потребник, другая – так называемый «семидесятник», т.е. сборник многих канонов. В основном Мария Григорьевна как раз и читает именно каноны.

В доме Марии Григорьевны Овчинниковой участники экспедиции познакомились также с жительницей с. Смолинского Натальей Захаровной Ельциной, пригласившей путешественников к себе в дом и угостившей обедом. Вместе с Натальей Захаровной затем посетили Смолинский краеведческий музей, располагающийся в здании детского сада. Хранитель музея Валентина Ивановна Чертовикова показала гостям экспонаты и ответила на интересующие их вопросы, в частности, об истории местной церковной жизни, старообрядчества и крестьянском восстании 1921 г.

Напоследок в с. Смолинском заехали к Валентине Константиновне Колобовой, сохранившей несколько старинных богослужебных книг. Хотя сами издания не столь древние – конца XIX – начала XX в., однако на одной        единоверческой книге есть интересная владельческая надпись: «священника Николая Ивановича Третьякова», а другая – Библия – содержит на последней странице рукописный синодик хозяина книги.

После радушного угощения у супругов Берсенёвых в с. Басмановское и Подоксёновых в д. Язовка участники экспедиции вернулись домой.           

          

Галерея изображений