Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

11 января 2022 г. – в газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 8(13) за 2021г. помещены ответы на вопросы читателей наместника Далматовской обители игумена Варнавы (Аверьянова) и информация о деятельности древлехранителя.

Опубликовано 11.01.2022

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за декабрь 2021 г. на стр. 2 помещена информация о деятельности епархиального древлехранителя – в Петропавловском храме г. Куртамыша игуменом Варнавой (Аверьяновым) найдены ценные исторические фотографии, которые затем по благословению епископа Шадринского и Далматовского Владимира переданы в епархиальный музей.

На стр. 6 в разделе «вопрос священнику» помещен ответ на вопрос одного из читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

«Доброго времени суток, батюшка! Расскажите, пожалуйста, откуда, когда и как появилась традиция делать вертеп на Рождество?»

Здравствуйте! В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Они славили рождение Спасителя, распевая духовные песни, или пели рождественский ирмос. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп, то есть пещеру, в которой родился Богомладенец. Вертепный ящик часто напоминал не столько пещерку, сколько часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова.

Традиция устраивать вертепы связана с церковными зрелищами – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе. Слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением. С XI в. на Западе становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей».

На мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки. Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII в. есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

На Руси тоже были известны подобные «мистерии», примером чему может служить «Пещное действо» или древний русский церковный чин воспоминания сожжения трех отроков с элементами театрализованного представления, своего рода литургической драмы, совершавшийся в неделю Праотец (предпоследнее воскресение перед праздником Рождества Христова) или в Неделю святых отец (последнее воскресение перед праздником Рождества Христова) в XVI-XVII веках. Действо изображало историю чудесного спасения трех отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи, в которую они были ввергнуты по приказанию царя Навуходоносора.

Скачать  «Шадринские епархиальные ведомости»  № 8(13) за 2021 г. 

 

 

Галерея изображений