Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

11 октября 2021 г. – епархиальный древлехранитель, наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) побывал в деревнях Широкова и Долматова Шатровского района, исследуя историю Шадринской епархии.

Опубликовано 11.10.2021

Очередную экспедицию совершил древлехранитель Шадринской епархии, наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов) по населенным пунктам Шатровского района. В поездке его сопровождали художник-оформитель издательства Далматовского монастыря «Белое Городище» Олег Александрович Серебренников, далматовский краевед из д. Язовка, председатель СПК «Искра» Леонид Николаевич Подоксенов и монастырский водитель Владимир Юрьевич Нужин.

Целью экспедиции стало исследование связи Далматовского монастыря с деревнями Шатровского района, получившими названия Долматова и Широкова, то есть аналогичных городу Далматово и селу Широково Далматовского района.

Из истории известно, что «при осмотре в 1684 году границы вотчины, отведенной Кодским монахам, Л. Поскочин на левом берегу реки Мостовки обнаружил деревню раскольников Далматова монастыря, в которой стояло всего три двора, ее основал Василий Терентьев. Поскочин внес деревню в писцовую книгу под именем Далматова. Спустя почти 60 лет была обнаружена еще одна деревня раскольников, а именно в 1741 году при досмотре меж Исетской вотчины Кодского монастыря по реке Мостовке, между деревнями Поскачей (Долматовой) и Шатровой, капитан Прошин обнаружил деревню раскольников Широкову, которую основал старообрядец Широков. Эта деревня была приписана к Терсяцкой слободе. А при ревизии 1816 года деревня Широкова была приписана к Кодской волости и состояла уже из 31 двора, в которых проживало 185 человек: мужчин 90, женщин 95. В конце XIX в. была проведена очередная государственная ревизия. В деревне Широковой был 61 двор и проживало 283 человека. При ревизии же в 1816 г. появились сведения о д. Чекалина, которая была отнесена к Кодской волости. В деревне было 53 двора. Проживало мужчин – 190, женщин – 214, всех – 404 человека. К 1871 г. деревня Чекалина относилась к Шатровской волости, проживало в ней 494 человека в 120 дворах. А в 1894 г. в деревне проживало уже 509 человек. Таким образом, из всех трех деревень к концу XIX в. самой большой и развитой была д. Чекалина. В конце XIX в. на территории современного Широковского сельсовета находились следующие производства: д. Долматова – две ветряные мельницы, мельник – Белоусов Петр Фадеевич; овчинная мастерская, где трудился Постовалов Фрол, он заготовлял овчину и отвозил ее в Тюмень, оттуда привозил необходимые в деревне продукты, предметы быта для всей деревни; церковно-приходская школа. В 1919 г. в с. Широкова Шатровской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии был создан  Широковский сельсовет, включавший в себя с. Широково и д. Долматова» (согласно исторической справке, хранящейся в Широковском сельсовете).

Утром по дороге в Шатровский район участники экспедиции заехали в г. Шадринск, где местный житель Владимир Булыгин передал им части старинного ткацкого станка и мелкие деревянные предметы сельского быта.

В д. Широкова Шатровского района игумен Варнава встретился с сотрудниками сельсовета Юлией Алексеевной Леонтьевой и Натальей Маклаковой, которые показали устроенную в здании сельсовета небольшую музейную экспозицию, а также принесли собственные старинные книги, хранящиеся в их семьях и дали возможность ознакомиться со сведениями по истории поселения. У Натальи Маклаковой остались от бабушки Оксинии Трифоновны Маклаковой следованная Псалтирь, «Сын церковный», рукописная тетрадка с церковными песнопениями, пасхалией, народными стихами и другие издания. Игумен Варнава подарил на память Юлии и Наталье книги монастырского издательства «Белое Городище» об Успенском Далматовском мужском монастыре.

Юлия Алексеевна Леонтьева проводила гостей к местной старожилке, 102-х летней Капитолине Федоровне Ядрышниковой, проживающей вместе со своей дочерью Антониной Дионисовной. Капитолина Федоровна, несмотря на свой преклонный возраст, помнит, как она в детстве, еще до войны ходила вместе со взрослыми молиться к начетчику Авраамию Михайловичу, у которого в избе собирались все местные верующие. Из других деревень не приходили, так как в д. Долматовой, например, жили «мѝрские», то есть не старообрядцы («двоедáне»). Он же крестил, венчал, то есть, будучи старообрядцем беспоповского толка, совершал необходимые обряды. Впоследствии его, вероятно, арестовали.

В д. Широково участникам экспедиции были подарены для Музея древнего благочестия некоторые старинные предметы сельского быта: долбленое корыто, металлическая кадка-пудовка, гиря, резной деревянный наличник, прялка и швейка, а также кадильца-кацея. В заброшенном доме были найдены глиняный кувшин и иконная доска с местом для врезки металлического складня.

Посетив Широковское кладбище, члены экспедиции были поражены огромными деревянными надгробными крестами.

Проехав через деревни Доматова и Чекалина, игумен Варнава со спутниками заехал в с. Мостовское Шатровского района, где осмотрел и сфотографировал остатки колокольни Вознесенской церкви и установленный в память о находившемся здесь храме поклонный крест.

   

Галерея изображений