Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Русская колонизация и распространение Православия в Зауралье.

II. Русская колонизация и распространение Православия в Зауралье.

    Русские люди впервые познакомились с зауральским краем в XV в. В процессе русской колонизации Зауралья сначала преобладала частная инициатива новгородских, впоследствии московских торговых людей, промышленников, приобретавших пушнину в обмен на русские товары. На этих путях постепенно создавались промышленные поселения – слободки, зимовья, городки. Шли на восток и христианские миссионеры.

Н.Н. КазаринН.Н. Казарин

   

     Движение русских людей за Каменный пояс до XVI в. шло очень медленно, и только после падения Казанского и Астраханского ханств оно ускорилось. В 1574 г. царь Иван Грозный выдал купцам Строгановым жалованную грамоту на владение зауральскими землями по реке Тобол. Однако на пути землепроходцев стояла преграда – Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом. В разгроме ханства видную роль сыграл поход Ермака в Сибирь, который снарядили Строгановы. Поход начался осенью 1581 г. и продолжался в течение года. Под командованием Ермака была взята столица ханства, полный же разгром завершили другие отряды в 1586 г. С этого времени Зауралье вошло в состав Русского государства.

В.И. Суриков Покорение СибириВ.И. Суриков Покорение Сибири

   Распространение христианства в Сибири и, в частности, на территории современной Шадринской епархии началось одновременно с присоединением ее к России, с походов Ермака (80-е гг. XVI в.), который имел в своих отрядах священнослужителей и подвижную часовню.

Портрет ЕрмакаПортрет Ермака

       Первые поселенцы прибыли в регион с района Верхотурья, Невьянской и других слобод. Большое количество переселенцев шло с Вятки, Перми, Поморья. Поэтому можно считать, что основная масса населения региона пришла с территории Русского Севера в широком понимании: от Вологды до Соликамска, от Вятки до Онеги.

     Первым русским поселением в Южном Зауралье был Далматовский монастырь, основанный в 1644 г. монахом Богоявленского Невьянского монастыря старцем Далматом (в миру – Дмитрий Иванович Мокринский). Первоначально это была обыкновенная пустынь монаха-отшельника, но очень скоро, к 50-м годам XVII в., сюда стали стекаться люди, не только монахи, но и крестьяне. Тем самым в начале 50-х годов XVII в. это уже был монастырь, обладавший землей и крестьянами.

фото из открытых источников фото из открытых источников

     Первые поселения на землях нынешней Шадринской епархии появлялись на левом, более защищенном берегу реки Исеть: в 1644 г. – Далматовский монастырь, в 1651 г. – Катайский острог, в 1662 г. – Шадринская слобода. К концу XVII в. осваивается и правобережье. В 1674 г. на Красном мысу беломестным казаком Иваном Первушиным и его братом, драгуном Иваном Первушиным основывается Красномысская слобода. В это же время возникают соседние: Крутихинская (основана в 1685 г. Семеном Белошейкиным), Барневская (в 1673 г.). Постепенно слободы обрастают деревнями.

    Появление новых поселений в Приисетье во многом было обусловлено развитием вотчины Далматовского Успенского монастыря.

Центром освоенной территории был сам монастырь, а также сложившаяся к началу 50-х гг. при нем слобода Служняя, в 1691 г. впервые названная селом Николаевским, населенная крестьянами. Именно выходцы из этого села стали основателями большинства первых населенных пунктов вотчины – починков и деревень. Новые деревни появляются первоначально по течению рек Исеть и Теча, постепенно удаляясь от центра вотчины. Например, поселения, основанные до 1711 г., деревни: Верхнеярская – в семи верстах от монастыря, Затеченская – в трех верстах, Притыка – в шести верстах. Поселения, основанные с 1711 по 1719 гг., деревни: Пески – в пятнадцати верстах, Бисерова – в двадцати семи верстах, Лобанова – в пятидесяти пяти верстах и т. д. На протяжении XVIII в. новые поселения, а также в целом население смещается к югу. Из семи деревень, основанных с 1719 г. до секуляризации вотчины в 1764 г., шесть были расположены к югу или юго-западу от исторического центра этой территории.

    Таким образом, вначале основывалось укрепленное поселение (слобода, острог), а затем вокруг по концентрической траектории возникали новые поселения (села, деревни), основателями которых были выходцы из этой слободы или острога, причем обязательно формально связанные с ним, откуда были отпущены с разрешения представителей местной администрации, как правило, слободчика (в случае с монастырем разрешение давало монастырское начальство).

    Начиная с 70-х годов XVII в. необходимость защиты южной границы русских поселений от нападений кочевников подвела Тобольскую администрацию к необходимости создания укрепленных оборонительных линий, первой из которых была Исетская. Через Ялуторовскую слободу она выходила на р. Исеть, шла вверх по Исети через Исетский острог, Мехонскую и Шадринскую слободы, через Далматовский монастырь до Катайского острога. Продолжаясь далее по реке Исеть до Екатеринбурга, линия шла по р. Чусовой.

     Одной из задач к началу XVIII в. было освоение верховий реки Миасс и Исетско-Миасского междуречья. В верховьях Миасса к этому времени находилась лишь одна русская слобода – Чумляцкая, основанная в 1684 г. Только с 30-х гг. XVIII в. начинается активное проникновение русского населения в этот район. К 1763 г. в районе Чумляцкой слободы было уже 18 населенных пунктов. Наиболее крупными здесь были деревни Косулино, Белоярская, Красноярская.

    В 40-50-е гг. XVIII в. на территории по течению р. Миасс основывается целая серия русских поселений, в частности, Куртамышская, Таловская и Каминская слободы, из территории которых в 1781 г. был создан Куртамышский комиссариат, входивший в состав Оренбургской губернии.

     Своеобразной естественной границей, отделяющей Южное Зауралье от степей Северного Казахстана, был приток Тобола р. Уй. По течению этой реки в 40-е гг. XVIII в. появился целый ряд казачьих поселений, бывших до построения Пресногорьковской сторожевой линии живым заслоном от набегов кочевников. Основная масса этих станиц была основана в 1743 г., в частности, поселок Кочердыкский и станица Усть-Уйская.

     Таким образом, к началу 80-х гг. XVIII в. фактически сформировались основные ядра Южно-зауральского района, сложилась пространственная структура района с ярко выраженными центрами и периферией.