Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Иоанно-Предтеченская церковь.

    Каменный трехпрестольный храм (1784-1846): гл. алтарь – Рождества Иоанна Предтечи, сев. придел – Рождества Христова, юж. придел – ап. Иоанна Богослова.

     Село Широковское (поначалу деревня Широкова) было основано в 1683 г. в вотчине Далматова монастыря, на расстоянии 6 верст от этого монастыря на берегу речки Суварыш, монастырским крестьянином Михаилом Яковлевичем Широковым. На протяжении почти целого столетия Широкова так и оставалась деревней, поскольку не имела своей церкви (в исторической науке главным различительным признаком села и деревни является как раз наличие или отсутствие церкви). И лишь во 2-й половине (в 80-е годы) ХVIII столетия деревня превратилась в село.

    Широковское село находится от Екатеринбурга в 160 верстах и от Шадринска в 45 верстах, расположено оно на левом берегу реки Суварыша и по ее притокам, речкам Байрак и Марай. Местность кругом холмистая, почва черноземная и по местам суглинок. Климат здоровый, хотя по лесам, вследствие порчи в мелких речках воды, жители страдают желудочными заболеваниями. Приход села Широковского состоит из одного села. Прежде это село было причислено к Далматовскому монастырю. На земле этого монастыря около1683 года, а по переписи Поскочина, около 1711 года поселился один из беглых «бобылей», по имени Михаил Яковлев Широков, образовавший здесь первое поселение и давший поселку свое имя. С построением же в 1786 году здесь особого храма, Широковский поселок образовал особый приход. В течение ХVIII в. село выросло и было одним из богатых сел Приисетья. Прихожане с. Широковского чисто русские крестьяне; занимаются хлебопашеством и отчасти портняжничеством, плотничеством, кузнечным мастерством и извозом.

    Храм в с. Широковском каменный, заложен в 1784 году: главный во имя Рождества Предтечи Господня, а придельный теплый во имя Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Придельный храм был освящен с благословения епископа Варлаама 19 мая 1786 года, а главный холодный при том же епископе в 1793 году. В 1846 году храм был перестроен в трехпрестольный: придельный храм и колокольня при этом были разобраны совсем. На сельской сходке постановили просить разрешения пристроить два придела и повысить колокольню (по проекту губернского архитектора Мейснера, который дал свое согласие). В июле 1842 г. крестьяне заготовили кирпич, бутовый камень и лес для строительства. Третий престол был устроен над теплым храмом, освящение его происходило уже в 1878 году в честь св. Апостола Иоанна Богослова. В 1910-1911 гг. (косвенным свидетельством чему являются найденные при современной реставрации кирпичи с клеймом «1910»)  церковь была расширена: к колокольне по правую и левую стороны были сделаны пристрои,  второй этаж над трапезной был снят.  Иконостасы во всех трех храмах окрашены и позолочены по местам. Из икон пользуются особенным почитанием икона св. Иоанна Крестителя, в серебряной ризе, перенесенная в церковь еще из часовни, и икона св. Митрофана, написанная в 1860 году в память избавления от эпидемии тифа, прекратившейся по молитвам к этому угоднику. При храме имеется часовня, построенная на ключике к югу от села в честь обретения главы Иоанна Крестителя. Храм обнесен каменною оградою, построенною в 1868 г. При церкви имеются дома для помещения причта и церковно-приходской школы. Кроме сей школы в селе существует еще школа земская.     

    Престольным праздником в Широково был Иванов день, поскольку церковь была возведена «во имя рождества святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».

    Первая в деревне церковь была деревянной. Когда она была построена, неизвестно, но в материалах Шадринского архива есть упоминание о ней за 1764 год. Уже в 1779 году Далматовское духовное правление и прихожане деревни Широковой и соседних деревень Тропиной и Смирновой были озабочены строительством в Широковой деревне новой, каменной, церкви. Так, в доношении Оренбургского первой части экономического казначея поручика Кушникова преосвященнейшему Варлааму, епископу Тобольскому и Сибирскому, содержится жалоба на Далматовского игумена Адама, который произволом своим назначил в церковные старосты Широковской деревни крестьянина Осипа Никулина. За старостью Никулина должность эту «исправлял» его сын Григорий, но исполнял нерадиво, и при поддержке экономического казначея Кушникова широковские, тропинские и смирновские крестьяне выбирают в старосты «деревни Широковой крестьянина Ермолая Федорова сына Захарова, человека честного и неподозрительного и никому на себе денежного одолжения не имеющаго». В обязанности старосты входило подряжание крестьян для делания кирпича и сбор денежных средств.

     9 марта 1783 года указом Ея Императорскаго Величества из Далматовского духовного правления определено: быть церковным старостой деревни Широковой крестьянину Максиму Третьякову, которому и были переданы приходно-расходные книги «за шнуром и печатью духовного правления». А 24 марта того же года по доношению Его Преосвященства и по сообщению Пермского наместнического правления и по прошению приходу экономического Далматовского Николаевского села, что ныне город, деревни Широковой и других «в близости состоящих деревень жителей» по указу Ея Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказал «…каменную церковь… построить дозволить».

    Новая каменная (кирпичная) церковь была построена на народные средства – «вкладами доброхотных прихожан, от сбора и пожертвований по другим прихожанам».

    В описании 1827 года Широковская церковь предстает перед нами во всем великолепии: «Церковь во имя святаго Иоанна Предтечи каменная одноэтажная с приделом в трапезе на северной стороне во имя Рождества Христова, при ней колокольня, каменная же, на церкве пять глав, маковицы железны дутые, окрашены малахитом, а кресты железные, вызолочены листовым золотом; покрыта листовым железом, в ней и в трапезе пол чугунной; обложена (заложена) по грамоте преосвященного Варлаама Тобольского и Сибирского 1784 года майя 22 дня, а освящена по грамоте того же преосвященного 1793 года сентября 23 дня, а придельный храм освящен по его же грамоте».

     Впечатляет и внутреннее убранство церкви. Главный иконостав (иконостас) «гладкой зеленой, позолочен листовым золотом по местам в нем местные образа на досках: Христа Спасителя, Пресвятыя Богородицы с предвечным младенцем, Покрова Пресвятыя Богородицы, Святого Предтечи и Крестителя Иоанна, Святителя и Чудотворца Николая, Иоанна-Воинственника. Под оными местными образами четыре тумбы, одни царские резные двери и двои пономарские.

     Во втором ставе образа выше царских врат Вечери Тайныя, по правую и по левую сторону Страсти Христовы и Двунадесяти праздников.

     В третьем ставе в середине образ седящего на престоле Господа-Вседержителя, по обеим сторонам образа двунадесяти Апостолов.

      В четвертом ставе в средине Воскресение Христово, образа пророков, наверху распятие Господне с предстоящими.

      За правым клиросом образ Христа Спасителя в киоте деревянном, крашеном зеленой краской, в приличных местах позлащенном листовым золотом, в оном внизу тумба.

      За левым клиросом образ Пресвятыя Богородицы Казанския в киоте подобном во всем вышеописанному, две хоругви на полотне живописи Суздальской, на них иконы различных святых. Две хоругви на железе, живописные, на них иконы: на первой – Воскресение Господне и нерукотворного образа, на второй – Богоявление Господне и Николая Чудотворца.

      Во святом алтаре на святом престоле Антиминс полотняный, освящен и подписан Преосвященным Варлаамом 1785 года месяца июня 22 дня, в китоне штофном красном».

      Далее в реестре церковного имущества обозначены: в трапезе 16 святых образов, 3 напрестольных креста, 5 евангелий (один крест и одно из евангелий приложены (пожертвованы) пермским надворным советником Иваном Алексеевичем Мерзляковым в 1835 году – не сыном ли А.Ф.Мерзлякова?), 2 святых потира, 2 гробницы, 1 дароносица, 4 кадила, 4 ковша, 19 священнических риз, 7 подризников, 13 епитрахилей, 6 полсий, 4 набедренника, 5 поручей, 27 дьяконских стихарей, 8 орарей, 13 воздухов, 2 завесы, 7 напрестольных одеяний, 7 одеяний на жертвенники, 15 пелен напрестольных и жертвенничных, 5 аналойных пелен, 4 одеяния на аналой, 4 блюда и тарелки, 2 чайника, 9 лампад, 4 подсвечника, 1 купель.

     В церковной библиотеке по описи числится 120 книг религиозно-житийного содержания. Из них книг в лист – 15, в четверть листа – 22, в осьмуху листа – 22, вновь полученных – 61.

    Колокольня Широковской церкви славилась своим звоном. Он был слышен и в окрестных деревнях и в Далматове. И немудрено. Согласно описи, она (колокольня) располагала семью колоколами. Первый (большой) колокол весил 51 пуд, второй – 24 пуда 23 фунта, третий – 11 пудов. Благовестный колокол весил 106 пудов 16 фунтов (1702 кг). У трех колоколов вес в описи не обозначен.

    Священно- и церковнослужители обладали земельными наделами (под пашню и «сенные покосы»), а также собирали с прихожан оброк (хлебную ругу) в таких размерах: священник – 445 пудов, дьякон – 327, дьячок и пономарь – по 222 пуда 30 фунтов ежегодно. Кроме того, они имели денежные доходы «за молитву, за крещение младенцев, за венчание свадеб и погребение». В сказке в Далматовское духовное правление и Тобольскую консисторию священно- и церковнослужители уверены, что «за сии требы получаемый доход необходимо потребен по нынешней на все против прежняго дороговизне на поправление домовой экономии, также на платье и обувь…».

    Церковь на селе была проповедником и оплотом христианской морали. При ней время от времени содержались разного рода ослушники и прегрешители. Один пример: жительница села Ульяна Окутина за прелюбодейство и за повторный брак по родству была подвергнута церковному наказанию (епитимии) сроком на пятнадцать лет, которая выразилась в следующем: первые четыре года она должна была «стоя вне церкви каждого входящего в церковь молить со слезами молиться за нее», следующие четыре года – слушать Божественные Писания, стоя в притворе, не входя в церковь. Еще четыре года ей надлежало, находясь в церкви, после возгласа дьякона «Елицы оглашеннии, изыдите!», уходить из церкви вместе с оглашенными. Последние три года она должна была стоять вместе с верными внутри церкви до «скончания божественной службы». Защищая христианскую мораль, церковь предъявляла жесткие требования к священно- и церковнослужителям. «Для лучшего благоустройства и отражения всякого соблазна и повода пьянству и развращению нравов» им запрещалось «присутствовать при отправлении свадебных игр, ходить и ездить на пиры и на праздники. Если же где по необходимости кому и быть доведется, то более одного дня ни под каким предлогом не мешкать, а возвращаться к своей церкви…».

      В Широковской церкви, как и в других церквях и монастырях Российской империи, по указам государей-императоров служились молебны во славу русского оружия и во здравие царствующего дома. Так, в конце ХVIII столетия в церкви были отслужены молебны в честь победы над турецким флотом (1788 г.), взятия города и крепости Бендер (1790 г.), благодарственные молебствия «с коленопреклонением и с целодневным звоном» по поводу «восстановления мира и тишины между Всероссийскою империею и королем шведским» (1790 г.), а также по поводу мирного договора «между Империею и Портою Оттоманскою (Турцией), подписанного в Яссах в 1791 году генерал-фельдмаршалом князем Потемкиным и верховным визирем Юсуф-пашей, и др.

    В 80-90-е годы ХIХ века священником Широковской церкви был Александр Колесников, дядя Д.Н.Мамина-Сибиряка по материнской линии. В 1891 году, работая над повестью «Охонины брови», Мамин-Сибиряк совершил поездку в Далматово, Катайск и в Широково. Здесь, в Широковском, он в достатке получил информации от своего дяди о восстании монастырских крестьян в 1762 году, известном в истории Урала под названием «Дубинщина». Рассказы дяди и легли в основу художественно-исторического повествования Д. Н. Мамина-Сибиряка.

    Именно Александром Колесниковым в 1890 году была открыта церковно-приходская школа, и церковь стала не только центром духовности и культуры, но и центром народного образования на селе. Школой, как правило, заведовал священник, и первым заведующим стал Александр Колесников.

     С 1896 году священником Широковской церкви, заведующим и законоучителем ЦПШ длительное время был Николай Александрович Пономарев. Учителем школы и помощником в делах ему был дьякон Иоанн Лагунов.

     Школа была трехлетней и располагалась в церковном доме, имея из прислуги лишь одного церковного сторожа. Из сведений о Широковской церковной школе за 1898-99 учебный год явствует, что этот учебный год закончили 10 учащихся (2 третьеклассника, 3 второклассника и 5 первоклассников). Все мальчики, все крестьянские дети. Представители других сословий в Широковской приходской школе не обучались. Что касается вероисповедания и возраста учащихся, то это были дети от 7 до 11 лет, исповедовавшие православие. Людей другой веры, а также старообрядцев, в селе Широковском не проживало.

      Обучение проводилось в удобное, свободное от работы зимнее время – со 2 октября по 3 мая. В программу школы входили такие предметы, как Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, чистописание и пение. Помимо обучения в школе учащиеся под руководством учителей пели и читали в церкви, принимая, таким образом, посильное участие в ее деятельности. Более других проявили себя в этом Павел и Федор Лашовы, Андрей Рябков, Павел Толоконников и Сергей Широков.

     Школа содержалась на средства церковно-приходского попечительства и епархиального училищного совета. Высокого уровня достигала на рубеже веков благотворительность. Достаточно сказать, что дети обучались бесплатно. Даже содержание учителей брало на себя Шадринское уездное отделение Екатеринбургского епархиального училищного совета. 11 января 1902 года в селе Широковском на средства Российского Общества Красного Креста для школьников открылась столовая, где беднейшие учащиеся и должны были «продовольствоваться». Право на продовольственную ссуду, по указанию волостного старшины Перинных, получили 7 человек из 14 обучающихся в школе.

     В советское время Широковская церковь разделили участь многих русских церквей. В 1929 году с нее были сняты колокола и кресты, а в 1932 году решением общего собрания сельскохозяйственной коммуны церковь была передана в распоряжение сельсовета под культурное учреждение. Но вместо культурного учреждения она надолго была превращена в склад.

     19 июня 1957 года общее собрание колхозников колхоза им. Свердлова Широковского сельсовета в присутствии 711 человек постановило «просить исполком райсовета ходатайствовать перед Курганским областным исполкомом о разрешении использования бывшего церковного здания на строительный материал для строительства сельского дома культуры». 27 ноября 1957 года Исполком Курганского областного совета депутатов трудящихся в ответ на ходатайство Далматовского райисполкома о разборке церковного здания в селе Широково, «руководствуясь Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1944 года и учитывая, что церковное здание в селе Широково угрожает обвалом,… решает: Разрешить Далматовскому райисполкому разобрать церковное здание в селе Широково». Однако нечестивые замыслы все же не были до конца реализованы.

     Церковь Иоанна Предтечи с. Широковское Далматовского района Курганской области была признана объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) республиканского (федерального) значения согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. 10 ноября 1961 г. был составлен паспорт на памятник архитектуры, где указано, что «церковь находится в ведении Широковского сельсовета и используется колхозом для хранения зерна». В 1965 году были разрушены колонны парадного входа. Дико ревели трактора, пытаясь уронить их, лопались тросы… А потом долго лежали монолитные кирпичные глыбы, пока не были вывезены на свалку. Поживиться кирпичем колхозу имени Свердлова так и не удалось. Уж слишком прочна была кладка.

       1 декабря 1983 г. искусствоведом Бугаевой Н.И. был составлен новый паспорт, в котором относительно общей оценки значимости памятника отмечено: «Церковь построена по образцу Успенского собора Далматова монастыря (1707-1719 гг.) с известным упрощением объемной композиции и убранства своего прототипа. Отражает стойкость традиции начала ХVIII в. в архитектуре Урала».

       В сборнике «Шадринская старина» в 1993 г. была опубликована статья Рябкова Н.Г. «Из истории Широковской церкви (к 200-летию со дня освящения)». Автор заканчивает ее такими словами: «Умирают русские деревни, умирают бесценные памятники архитектуры. Может быть, не время сейчас думать о их восстановлении (есть более жгучие проблемы нашего нелегкого времени), но, если нам дорога память предков и наша история, вопрос о восстановлении Широковской церкви должен быть решен положительно».

      В начале 2006 г. нынешний глава Далматовского района, а тогда - директор Далматовского ДРСУ Столбов А.В., отец которого был родом из д. Ошурково Далматовского района (недалеко от с. Широковское; здесь же следует заметить, что и само Далматовское ДРСУ расположено на дороге из г. Далматово в с. Широковское), предложил наместнику Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря игумену Варнаве (Аверьянову) подумать о возможности восстановления Широковской церкви, обещая со своей стороны оказать посильную помощь.

      15.03.2006 г. Преосвященнейший Михаил, епископ Курганский и Шадринский, на прошении по поводу благословения на восстановление Иоанно-Предтеченского храма в с. Широковское Далматовского района с приданием ему статуса приписного к Далматовскому монастырю положил резолюцию: «Благословляю. Епископ Михаил. 15.03.06».     

       Весь 2006 г. ушел на оформление документов. Первые же работы были начаты лишь через полтора года после получения благословения владыки Михаила - вечером 12 июля 2007 г. силами братии Далматовского монастыря из здания Широковской церкви было вывезено несколько мешков мусора (в основном – пластиковые бутылки). Уже на следующий день рабочие Далматовского ДРСУ начали закрывать разбитые оконные проемы деревянными щитами. Затем из храма вывезли полусгоревшие бревна и доски (остатки деревянного пола и лаг), а пространство под полом было засыпано песком (для устройства бетонной стяжки). Была также проведена планировка территории вокруг церкви: тополя, своими корнями разрушавшие фундамент и тенью усиливавшие сырость в здании, были спилены, а их корни выкорчеваны. К осени вокруг стен церкви устроена бетонная отмостка. Технику и строительные материалы предоставило Далматовское ДРСУ. Были восстановлены и покрашены декоративные металлические решетки в оконных проемах. В храме устроены бетонные полы.

     В том же 2007 г. по заявке Курганского епархиального управления для восстановления памятника истории и культуры федерального значения - храма Иоанна Предтечи с. Широковское - начали выделяться средства из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Культура России», в частности, в 2007 г. – 1 600 тыс. руб. на разработку проектной документации и 1 500 тыс. руб. на проведение первоочередных противоаварийных работ по реставрации кирпичной кладки стен четверика, барабанов, алтарной апсиды, в 2008 г. – 3 000 тыс. руб. на продолжение первоочередных противоаварийных работ по реставрации кирпичной кладки стен четверика, барабанов, алтарной апсиды.


   /Рябков Н.Г. Из истории Широковской церкви (к 200-летию со дня освящения)// Шадринская старина. 1993. С.77-80/.

  /Храмы Шадринского уезда/Редакторы-составители С.Б.Борисов, А.М.Бритвин – Шадринск: ПО «Исеть», 1994. С.63-64,108. <Перепечатка из книг: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.; Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1915 год. Екатеринбург, 1915. >