Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

октябрь 2021 г. – в газете«Шадринские епархиальные ведомости» №6(11) помещены ответы на вопросы читателей наместника иг. Варнавы (Аверьянова), статья о деятельности древлехранителя, акварели Далматовской обители и рецепт повара Василия Буняшина.

Опубликовано 01.10.2021

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за сентябрь-октябрь 2021 г. опубликованы различные материалы, касающиеся жизни Далматовского монастыря.

         В качестве иллюстраций использованы акварели с видами Успенской обители, написанные художниками из разных регионов не только России, но и Ближнего Зарубежья, участвовавших в пленэре «Обитель святого Далмата» в рамках Второго международного фестиваля акварельного творчества «АКВАФЕСТ» 7-13 августа 2019 г.

На стр. 3 в разделе «история епархии» помещен большой материал игумена Варнавы (Аверьянова) о работе епархиального древлехранителя и проекте создания Музея древнего благочестия:

         «К сожалению, очень многие не осознают значения старины. «У нас не понимают еще, что такое памятник... Бугор земли, оторванный лоскуток пергамента, обветшалая стена, заржавевший крестик, чуть видный образ – бывают часто драгоценными памятниками, кои беречь должно аки зеницу ока», – писал известный русский литератор и издатель, собиратель древностей и создатель одного из первых древлехранилищ еще царской эпохи М.П. Погодин (1800-1875) в одной из своих статей.

Едва ли многие верующие сегодня представляют себе, в чем заключается смысл деятельности епархиального древлехранителя, скорее же всего, вообще даже и не подозревают о его существовании.

Между тем Церковь обладает подлинным сокровищем, требующим охраны и изучения. На территории относительно небольшой Шадринской епархии расположено более 120-ти исторических церковных зданий: монастырские комплексы, храмы, часовни. В их числе: 15 объектов культурного наследия федерального значения (включая 7 отдельных объектов культурного наследия федерального значения, входящих в Ансамбль Далматовского монастыря), 7 объектов культурного наследия регионального значения, более 60-ти выявленных объектов. Это сопоставимо с епархиями, расположенными на исконно русских землях с богатой историей. К сожалению, около 60-ти из этих церковных зданий находятся в аварийном состоянии, в том числе 14 – в руинированном.

Во многих храмах сохранились, хотя бы фрагментарно, росписи. Как правило, это работы местных мастеров. Известно, что иконописная школа была, в частности, в Успенском Далматовском мужском монастыре. Непродолжительное время в 1908 г. здесь работал подмастерьем уроженец Мишкинской волости Челябинского уезда (ныне – Мишкинский район в пределах Шадринской епархии), будущий известный русский и советский скульптор-монументалист Иван Шадр, засвидетельствовавший: «Только любовь к уходящей старине, которой изобилует монастырь, вдохновляла и поддерживала меня, упавшего духом» [Теляков М. З. Кто помогал Ивану Шадру учиться // Далматовский вестник. № 3 (11330), 18.01.2018, с. 10.].

Помимо недвижимых памятников в церковном обиходе сберегаются и памятники движимые: иконы, утварь, книги. Несмотря на целенаправленное уничтожение церковного убранства в годы безбожия, в храмах Шадринской епархии можно встретить подлинные шедевры: иконы афонского или невьянского письма, старинную церковную утварь, дореволюционные богослужебные книги.

Чтобы сохранить старинные предметы создаются музеи. В 2012 г. был открыт первый на территории нынешней Шадринской епархии церковный музей – в Успенском Далматовском мужском монастыре, получивший имя в честь знаменитого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, церковного деятеля, историка, археолога, собирателя, уроженца Шадринского уезда и выпускника Далматовского духовного училища архимандрита Антонина (Капустина). Сегодня Далматовский монастырский музей состоит из четырех экспозиций, в его фондах – более двух тысяч экспонатов.

В 2018 г. появился церковный музей в женском монастыре Похвалы Божией Матери с. Боровское Катайского района. Ведется работа по созданию музеев при Спасо-Преображенском храме с. Батурино, Иоанно-Предтеченском храме д. Крестовское Шадринского района, молебном доме с. Першинское Далматовского района.

В 2021 г. предполагается начать размещение экспозиции епархиального церковного музея в Духовно-просветительском центре Шадринской епархии. В столярной мастерской Далматовского монастыря изготовлены витрины. Древлехранителем собран основной объем экспонатов.

Особым проектом епархиального древлехранителя является создание Музея древнего благочестия. Предполагается, что данный музейный комплекс будет являться филиалом музея Успенского Далматовского мужского монастыря, а разместится в принадлежащем обители на праве собственности здании, являющемся выявленным объектом культурного наследия и расположенном по адресу: Курганская обл., Далматовский район, с. Широковское, ул. Победы, д. 5.

Согласно историческим данным, дом с дворовыми постройками принадлежали Широковскому волостному старшине, богатому торговцу и землевладельцу А. С. Никулину. В советское время в здании располагалась контора совхоза им. Свердлова. Силами рабочих и трудников Далматовской обители уже были произведены работы по реставрации кирпичной кладки арки главных ворот, восстановлены утраченные контрфорсы здания, установлены новые деревянные ворота и деревянная ограда по периметру участка. Совсем недавно на доме была сделана металлическая фальцевая кровля. Однако еще требуется проведение ремонтных работ и в самом доме, каменном амбаре, восстановление крытых деревянных навесов. Дом находится рядом с приписным к Далматовской обители храмом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, являющимся объектом культурного наследия федерального значения.

Название и содержание будущей музейной экспозиции предполагает раскрытие темы сохранения историко-культурных и церковных традиций русских поселенцев в Зауралье, первым из которых был основатель Далматовской обители преподобный Далмат Исетский.

Особый смысл название создаваемого музея обретает в связи с предположениями о связи старца Далмата и его ближайших сподвижников с деятелями старообрядчества, посещением Далматовской обители протопопом Аввакумом, наличием поблизости старообрядческих поселений, распространением до революции на территории нынешней Шадринской епархии единоверия.

Несомненный интерес, который может быть раскрыт в музейной экспозиции, представляет посещение с. Широковского известным уральским писателем Д.Н. Маминым-Сибиряком, приезжавшим в 1891 г. к своему дяде, местному священнику Иоанно-Предтеченской церкви о. Александру Колесникову (впоследствии – настоятель Далматовского монастыря архимандрит Агафон), во время работы над повестью «Охонины брови».

Принадлежность усадебного комплекса Широковскому волостному старшине, богатому торговцу и землевладельцу А.С. Никулину дает возможность представить дореволюционный быт купечества и зажиточного крестьянства.

Наличие большого внутреннего двора позволит разместить предметы деревянного резного декора (наличники и иные элементы резьбы старинной деревянной архитектуры).

Для проведения подготовительных работ и формирования будущей экспозиции, включающей, как предполагается, в том числе деревянные резные элементы декора зданий (наличники, подзоры), старинные предметы быта, с сентября 2020 г. по настоящее время древлехранителем Шадринской епархии, наместником Успенского Далматовского мужского монастыря игуменом Варнавой (Аверьяновым) уже заключены трехсторонние соглашения о взаимном сотрудничестве в сфере сохранения предметов культурно-исторического наследия и намерении создания «Музея древнего благочестия» при Успенском Далматовском мужском монастыре с Главами семи районов Курганской области: Далматовского, Шадринского, Катайского, Шатровского, Шумихинского, Целинного и Мишкинского, а также директорами районных краеведческих музеев.

Под руководством епархиального древлехранителя были проведены экспедиции по населенным пунктам Далматовского, Катайского, Шадринского, Шатровского и Шумихинского районов с целью сбора предметов старины. Данные экспедиции предполагается продолжить, а также заключить аналогичные соглашениям с Главами других районов Курганской области, входящих в состав Шадринской епархии.

Уже появились первые экспонаты для будущего музея. Это собрания щепковых и керамических икон, металлических окладов, церковной металлопластики, старообрядческих кадильниц-кацей, четок-лестовок, пасочниц, пасхальных яиц, подсвечников, помянников, старинных гребней-бородочёсов, светцов (кованых держателей лучины), чернильниц (в т.ч. древних каламарей), дореволюционных фотографий, предметов сельского быта (прялки, горшки, бутыли, решеты, деревянные жернова, утюги, ступы, сундуки, зеркала и пр.), а также старинные божницы, рукописные и печатные церковные книги. Есть и экзотические экспонаты, например, старинные сани-кошёвки, металлический аршин, напольный сейф московской фирмы «Меллер», металлическая детская кроватка-люлька.

Для того чтобы создать полноценную содержательную экспозицию, конечно же, нужны экспонаты. Епархиальный древлехранитель будет благодарен за любую старинную вещь, а также за информацию о церковной жизни Зауралья».

         На стр. 6 в разделе «вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

         «Здравствуйте, батюшка, обязательно ли читать молитвы на церковнославянском языке? Я, когда молюсь, половины слов не понимаю и сбиваюсь при молитве. Могу ли я молиться на русском? У меня есть русский молитвослов, там мне все привычно и понятно и молитва хорошо идёт. С уважением, Иван Першин. г. Шадринск.

Дорогой Иван, употребление церковно-славянского языка в общественной и домашней молитве для чад Русской Православной Церкви освящено многовековой традицией. Именно на этот язык были переведены книги Священного Писания и основные богослужебные тексты просветителями славян святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. По своему богатству церковно-славянский вполне способен передать все тонкости богословских истин христианства. Конечно, для наших предков это был живой разговорный язык, который был понятен всем.

Церковь не абсолютизирует употребление каких-либо языков в качестве богослужебных, но не может и допустить вульгаризации, примитивизма в любой сфере своей жизни, в том числе языковой. Современный русский язык после нескольких реформ (Петра I, большевиков) и засорения многочисленными неоправданными заимствованиями намного уступает церковно-славянскому по красоте и богатству. Однако это не означает, что русский язык совсем не может быть использован при молитве.

Святитель Филарет, митрополит Московский был ревностным сторонником перевода Священного Писания на русский язык для того, чтобы оно стало доступным для понимания большему кругу лиц. Святитель Феофан, Затворник Вышенский разрешал вопрошающим его совета дополнять, а иногда и заменять обычные молитвы из домашнего правила обращением к Богу своими словами. Поэтому, хотя я и считаю, что молиться нужно на церковно-славянском языке, но в качестве исключения и временной меры допускаю возможность использования в домашних молитвах тем, кому это уж очень необходимо, переводов на русский язык.

Здравствуйте, отец Варнава! Именно Ваше мнение хотелось бы узнать относительно посланной на землю беды короновируса. Мы идём по написанному и близки к апокалипсису? Почему от этой напасти погибло так много хороших священников, врачей, деятелей культуры? Уходят лучшие из лучших.... Есть ли у нас шанс справиться с разрушительной бедой пандемии? С уважением, Лидия. г. Далматово.

         Уважаемая Лидия, думаю, что Вы сами в своем вопросе предугадываете ответ. Говоря о последних временах, Господь предупреждал: «будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24:7-8). А наш современник, преподобный старец Паисий Святогорец свидетельствовал: «Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны». Поэтому внимательный и духовно трезвый человек, видя, какие разворачиваются события в окружающем его мире, едва ли усомнится в том, что человечество стремительно движется к концу.

         Что касается кончины от короновируса многих достойных людей, то это ни в коем случае не должно смущать верующего человека. Все мы смертны, но судьбы Божии от нас сокрыты. Мы помним, что даже таким подвижникам как прп. Антоний Великий не были открыты причины, почему люди умирают в разном возрасте. Мы знаем только, что Господь забирает человека в самую благоприятную для него пору, либо в отношении злодеев и нераскаянных грешников – внезапно. По человечески кончина – всегда горе, но для верующего – это также и надежда обретения вечного упокоения, встречи со Христом, святыми угодниками и благочестивыми нашими близкими.

         Есть ли шанс справиться с пандемией? Над выздоровлением заболевших трудятся врачи. Но мы должны помнить, что для верующего человека главное – не просто выздороветь телесно, но и избавиться от духовных «микробов» – грехов».   

         В новой рубрике «трапеза со смыслом» на стр. 8 насельник Далматовской обители послушник Василий Буняшин делится с читателями секретами приготовления «селёдки с вареным картофелем по-монастырски».

Галерея изображений