Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

7-13 август 2019 г. – профессиональные художники из России и Ближнего Зарубежья приняли участие в пленэре «Обитель святого Далмата» в рамках Второго международного фестиваля акварельного творчества «АКВАФЕСТ».

Опубликовано 15.08.2019

Второй международный фестиваль акварельного творчества «АКВАФЕСТ» проходил на территории Зауралья с 2 по 14 августа. 

    В нем приняли участие 23 профессиональных художника из Москвы, Уфы, Астрахани, Тюмени, Челябинска, Новосибирска, Перми, Омска, Кирова, Магнитогорска, Екатеринбурга, Салехарда и, конечно, Кургана, а также из Казахстана, Беларуси, Молдовы.

  Открытие мероприятия состоялось 2 августа в залах Курганского областного художественного музея. С 3 по 6 августа был организован акварельный пленэр «Курган далекий и близкий» в областном центре, а творческая работа художников на пленэре «Обитель святого Далмата» проходила на территории г. Далматово с 7 по 13 августа. Во время пленэров в Кургане и Далматове художники провели ряд открытых мастер-классов для учащихся детских школ искусств, детских художественных школ и горожан.

         8 июля в г. Далматово и Успенском Далматовском мужском монастыре побывал народный художник России Герман Алексеевич Травников.

    9 августа в Далматовском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Акварелисты Кургана: Герман Травников, Надежда Щетинина, Ольга Луцко». Наместник Далматовского монастыря игумен Варнава (Аверьянов) на открытии выставки обратился к художникам с кратким приветственным словом.

    14 августа в Курганском областном художественном музее состоялась выставка работ участников фестиваля и торжественное закрытие мероприятия. Начальник Управления культуры Курганской области Владимир Петрович Бабин и заместитель директора Курганского областного художественного музея Ольга Витальевна Луцко вручили благодарственные письма участникам фестиваля «Аквафест». За помощь в организации и проведении пленэра «Обитель святого Далмата» благодарственные письма были вручены также наместнику Успенского Далматовского мужского монастыря игумену Варнаве (Аверьянову) и директору Далматовского краеведческого музея Светлане Николаевне Курочкиной. Игумен Варнава (Аверьянов) в ответном слове поблагодарил организаторов и участников фестиваля, призвал на их творческую работу благословение Божие и вручил директору художественного музея Ирине Михайловне Паламарчук деревянную резную икону преподобного Далмата Исетского.  Организаторы фестиваля передали в дар Далматовскому монастырю и Далматовскому краеведческому музею несколько акварельных картин, написанных участниками фестиваля в Далматово.

Алексей Еранов взял интервью у куратора  фестиваля «Аквафест» Ольги Витальевны Луцко, заместителя директора по научной работе Курганского областного художественного музея, художника, искусствоведа:

- Ольга Витальевна, что такое фестиваль «Аквафест»?

- Название придумано нами самими. Есть такая история. Курган много и давно обращается к теме акварели. Так исторически сложилось, что у нас в 60-е годы была плеяда серьезных художников, и вообще в России акварель испытывала какое-то возрождение духовное. … Не стала камерной, она стала масштабной, и художники обратили на нее особое внимание. В коллекции художественного музея есть серьезное собрание акварели. Это порядка трех тысяч. В 1991 году, когда Союз, при котором проводились всесоюзные выставки акварели, прекратил свое существование, вот в это безвременье (90-е годы), когда выставок не проводилось, художественный музей в Кургане эту традицию возобновил. Стали не Всесоюзные, а Всероссийские выставки проводить. В 2001 году состоялась первая такая выставка. С того времени мы особое внимание уделяем этой технике, стали проводить через каждые четыре года Общероссийские выставки, которые заметно выросли количественно, география расширилась.

В 2018 году осенью была проведена последняя, пятая выставка. Я ее курирую. Когда мы проводили первую Общероссийскую выставку, мы решили провести акварельный пленэр, и мы его провели как раз в Далматово, Катайске и Шадринске. В Далматово мы писали, сохранился этюд Красной башни. Это был первый опыт организации Всероссийского пленэра. Художники приезжали, начиная от наших столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, до Владивостока. Диапазон очень широкий был. Всем очень понравился. В 2017 году мы решили повторить эту идею и назвали его «Аквафест», от слов «акварель» и «фестиваль». Фестиваль – потому что это не просто пленэр, а включает еще другие мероприятия. Если считать, что в 2017 году был первый фестиваль, то сейчас, соответственно, второй. Наши областные власти поддержали эту идею. В прошлый раз нас еще поддерживала финансово и Москва. Сейчас мы, не совмещая с выставкой, сделали его отдельно. Пригласили художников – участников фестиваля, которых объединяет техника акварели.

Второй акварельный фестиваль объединил под своим крылом художников из трех республик – Молдовы, Беларуси и Казахстана, плюс 13 городов России: Москва, Астрахань, Уфа, Новосибирск, Магнитогорск, Омск, конечно, Курган. Этот фестиваль открылся 2 августа и сначала художники работали в Кургане. Курганский пленэр прошел под названием «Курган далекий и близкий». Когда художники приезжают, они хотят обратиться к истории, культуре, поэтому для них важен дом, который имеет историю, пусть он даже уже разрушается, а не новостройки. Писали историческую часть города – старый город в основном. Часть работ мы отобрали на выставку, часть оставили в музее.

Помимо этого мы проводим мастер-классы. В Кургане прошло шесть и четыре – в Далматово. Идея этих мастер-классов – вовлечение народа, публики в акварельное творчество, потому что это то, что идет от души. У нас было очень много учащихся художественных школ и школ искусств, просто самодеятельные художники, которые пишут в других техниках. Они обращаются к акварели и потом уже не могут от этого отойти. Эта техника очень эмоциональная, очень хорошо подходит для пленэров, она подвижная и ею можно работать и быстро. Мне журналисты задавали вопрос – насколько быстро ею можно работать? Я отвечала, что понятие «быстро» относительное. Можно 40 минут просидеть, можно 5-6 часов над листом работать. Но ее сложность еще в том, что она не прощает ошибок. Нужно иметь острый глаз, верную руку и в общем-то трудиться. Особенно когда пишешь архитектуру, это дело непростое. Эти мастер-классы важны и для самих участников группы, потому что если вы сейчас обратили внимание, что сейчас происходит у стен монастыря – идет момент взаимообучения, взаимообогащения. У каждого есть свои хитрости, тонкости, каждый видит иначе и по-своему, когда мы на мир смотрим, на одну и ту же вещь. Один и тот же предмет мы воспринимаем по-разному. Акварель – техника непростая. Когда профессионально погружаешься в эти основы, и совершенствуешься, она оказывается достаточно сложной.

- Что такое пленэр?

- Это от французского «открытый воздух». Это работа на открытом воздухе. У нас сейчас проводится два пленэра – в Кургане и Далматово. Сегодня открывается еще выставка акварелистов в Далматовском краеведческом музее. Работа на воздухе – это важно, потому что атмосферные явления (тучи, дождь) – все это изменчиво, и в плане восприятия природы они незаменимы по сравнению с тем, что ты сидишь и делаешь дома. Дома никогда так не придумаешь, не воспроизведешь то, что тебе подсказывает природа.

- Сегодняшний мастер-класс кто проводил?

- Анатолий Тюрин, город Петропавловск. Потом будет Руслан Абдрафиков, тоже из Петропавловска. Вчера были художники из Молдавии и Магнитогорска.

- Какие у вас планы относительно пребывания в Далматовском монастыре?

- Наши планы – творческие. Написать этюды или законченные произведения. Каждый ведет свою работу. Когда мы приезжаем в Курган, 13 августа, я просматриваю работы, отбираю что-то на выставку, и 14 августа в художественном музее по итогам этих двух пленэров откроется выставка в Кургане и Далматово. Часть произведений останется в фондах художественного музея. Далматово – это культурный и духовный центр, одна из жемчужин Зауралья, поэтому мы не могли сюда не приехать.

- На каких ресурсах можно будет посмотреть информацию о самом фестивале – организаторах, источниках финансирования. Насколько заинтересовано государство в развитии такого рода деятельности?

- На сей раз получилось так, что финансирование идет из областного бюджета. В прошлый раз финансирование шло и из Москвы по грантовой заявке в Министерство культуры. Сейчас есть федеральная программа Министерства «Культура России». Сайты: Художественного музея, Управления культуры Курганской области, страница ВК. Я сама чаще нахожусь в фейсбуке.