Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

27 октября 2021 г.– епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов) побывал в селе Ильино, деревнях Саломатова и Дружинина Шатровского района, исследуя историю и традиции старообрядчества.

Опубликовано 27.10.2021

Одним из районов компактного проживания старообрядцев в пределах нынешней Шадринской епархии является бассейн реки Ирюм. То, что деревни по Ирюму (Ильина, Саломатова, Дружинина, Широкова, Яутла и др.) стали одним из главных центров урало-сибирского старообрядчества, связано, прежде всего, с деятельностью инока Авраамия (в миру – тобольский сын боярский Алексей Иванович Венгерский, [ок. 1632 – после 1702]). Под влиянием протопопа Аввакума Алексей Венгерский принял постриг в далеком северном Кондинском Троицком монастыре (в пределах нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа), а в начале 1670-х гг. перебрался на Кондинскую заимку (ныне – с. Кодское Шатровского района Курганской области). 

Встав во главе местных «ревнителей древнего благочестия», вместе с иеромонахом Иваном Кодским организовывали «гари», а затем, скрываясь от преследования властей, старцы укрылись в дремучих лесных дебрях вдоль реки Ирюм. Около д. Ильиной (ныне – с. Ильино Шатровского района Курганской области) они устроили скит. В 1705 г. на Ирюме произошло важнейшее событие в истории урало-сибирского старообрядчества – встреча вождей Ирюма и Керженца. К старцу Авраамию прибыл настоятель одного из старообрядческих скитов на р. Керженец монах Софонтий. В  1720-е гг. началось активное переселение на Урал беглопоповцев из Поволжья – кержаков. Их миграция была хорошо организованной, а согласие имело четкую внутреннюю структуру. Вскоре эмиссары уральских кержаков оказались в Зауралье, где развернули активную пропаганду, одним из результатов которой стал созыв в мае 1723 г. Ирюмского собора поповцев, состоявшегося в д. Кирсановой (ныне – в пределах Тюменской области).

Древлехранитель Шадринской епархии, наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов) в сопровождении насельника обители монаха Авдия (Кузимбаева) и далматовского краеведа, председателя СПК «Искра» Леонида Николаевича Подоксенова посетили с. Ильино, деревни Саломатова и Дружинина Шатровского района, собирая сведения о молитвенной практике и быте зауральских старообрядцев.

Большую помощь участникам экспедиции оказала председатель сельсовета в с. Ильино Людмила Леонидовна Жукова, договорившись о встрече древлехранителя со старожилом д. Саломатово Ефимом Ивановичем Назаровым (1933 г. рождения) и его родственниками, жителями с. Ильино Марией (во св. Крещение Маврой) Александровной и Анатолием Степановичем Назаровыми.

В с. Ильино местная прихожанка Надежда Александровна Захарова проводила гостей в недавно построенную часовню в честь ап. Андрея Первозванного.

Библиотекарь д. Саломатово Ольга Викторовна Коурова показала игумену Варнаве старое кладбище, где был похоронен почитаемый окрестными старообрядцами инок Тарасий. Будучи учеником знаменитого на Дону приверженца старых обрядов инока Феодосия Рыльского, инок Тарасий появился в Зауралье в 1696 г., став одним из первых в Сибири «чалдонов» (выходцев с Дона). После кончины инока Авраамия (Венгерского) инок Тарасий принял от своего учителя руководство ирюмскими староверами. Власти выследили и поймали Тарасия в 1729 г., а затем после безуспешного увещевания замучили. Место его погребения стало почитаться окрестными старообрядцами, а впоследствии вокруг него было устроено жителями д. Саломатовой кладбище. Осмотрев и сфотографировав старинные могильные кресты, участники экспедиции набрали воду из расположенного невдалеке Тарасиева «колодчика».

Посетив в д. Саломатовой Ефима Ивановича Назарова, епархиальный древлехранитель узнал от него множество интересных подробностей, в частности, что саломатовцы собирались молиться в доме у Капы (Капитолины) Викуловны Вагановой (09.11.1909-08.03.2000). Помимо могилы (точное место ее сейчас уже не известно – «у кривой березы») и «колодчика» старца Тарасия почитались и могилы «святых девок» – за деревней был «садик», где раньше стояли три креста, к этому месту местные верующие приходили молиться. Помимо особо знаменательных церковных дней (говения, «страстей», Пасхи и т.д.) собирались на общую молитву и в день памяти св. Тарасия. На Троицу ходили на могилы. Крестил верующих в д. Широкова «дедушка» Абрам (Авраамий) Михайлович. Ефим Иванович вспоминал, что после войны в Ильиной был «поп»; приезжал также «дедушка» из Ключей. Отец Ефима Ивановича, Иван Яковлевич, был строгий, а мать, Александра Даниловна (1911 г. рождения, но потом ей по какой-то причине указали 1908 г.; прожила она около ста лет), – не очень. Молились по лестовкам. Ефима Ивановича учила молиться его бабушка Татьяна Антиповна (умерла в Ертарке).

Проживающие в с. Ильино родственники Ефима Ивановича Мария (во св. Крещение Мавра) Александровна и Анатолий Степанович Назаровы также поделились воспоминаниями. Мария Александровна показала доставшиеся ей от матери, Натальи Савиновны Самсоновой, богослужебные книги – современные, переписанные от руки, «Канон агафистой [ошибочное написание, следует: акафистный]», «Погребение», апокрифический текст «Сон Пресвятой Богородицы» в нескольких вариантах, а также единственную старинную (1906 г.) небольшую рукописную книгу акафиста Божией Матери. Мария Александровна, хотя и считает себя «двоеданкой», иногда посещает новую часовню в с. Ильино. Анатолий Степанович любезно согласился показать старые кладбища: села Ильино (в березовом колке среди полей – от него осталось только два неполных деревянных креста, остальные, вероятно, сгнили или сгорели) и два кладбища деревни Дружинина: Вагановское и Политовское (Чащиловское). На Чащиловском кладбище заметен остаток сруба – вероятно, часовни.

Игумен Варнава поблагодарил всех, кто оказал помощь и содействие участникам экспедиции в сборе информации и подарил им на память книги о Далматовском монастыре.   

Галерея изображений