Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
25 мая 2022 г. – епархиальный древлехранитель, наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) принял участие в заседании круглого стола по проблемам старообрядных приходов РПЦ в рамках XXX Международных образовательных чтений.

25 мая 2022 г. – епархиальный древлехранитель, наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) принял участие в заседании круглого стола по проблемам старообрядных приходов РПЦ в рамках XXX Международных образовательных чтений.

Опубликовано 28.05.2022

Заседание круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви, проходившего в рамках XXX Международных образовательных чтений в Москве, состоялось в здании Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.

 

 Форум проходил под председательством члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана. В роли модератора круглого стола выступил руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов.

На встрече, в которой приняли участие в большинстве своем священнослужители и миряне старообрядных приходов Русской Православной Церкви, обсуждались вопросы современного бытия этих приходов. Особое внимание было уделено детальному обсуждению принятого Священным Синодом 24 марта 2022 года «Положения о старообрядных приходах Русской Православной Церкви», которое единогласно было воспринято с большой благодарностью церковному Священноначалию и с надеждой на дальнейшее развитие этих приходов в лоне Русской Церкви.

В соответствии с общей тематикой ХХХ Международных образовательных чтений на заседании круглого стола была принята резолюция об отношении единоверцев (старообрядцев, воссоединившихся с Матерью-Церковью) к личности Петра I. При принятии резолюции было подчеркнуто, что собравшиеся не считают свою оценку всесторонней и обязательной к общецерковному с ней согласию, но полагают важным иметь возможность высказать собственную историософскую точку зрения в соответствии с пониманием прошлого церковными традиционалистами и ревнителями древлеправославного благочестия.

Текст резолюции гласит:

««Отъ плодъ ихъ познаете ихъ» (Мф 7:16).

Участники круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви XXX Международных образовательных чтений, проводимых в год 350-летия со дня рождения Императора Всероссийского Петра Алексеевича Романова с призывом дать всестороннюю оценку его личности, считают этого правителя масштабной, но неоднозначной фигурой – историческим деятелем, который продолжает идеологически разделять людей нашей страны даже спустя столетия.

Главное содержание реформ Императора Петра I заключалось в подражании Западу и попытках слияния с ним. В переустройстве армии и государственной бюрократии заимствование немецких, голландских и прочих технологий и опыта могло носить инструментальный и внешний характер. Однако преобразования в сфере русской культуры и церковные реформы Петра, затронувшие повседневный быт, веру, мировоззрение и даже внешний облик целой нации, стали символом и знаменем деятельности этого царя.

Духовная сторона петровских преобразований заключалась в цивилизационной переориентации России в сторону Западной Европы и ее все менее христианских, все более секулярных вкусов и убеждений. Этот процесс отхода от старой русской, «московской» традиции начался еще при отце Петра – царе Алексее Михайловиче, проведшем совместно с бывшим патриархом Никоном печально известные реформы. Их целесообразность и методы были сомнительны, а последствия оказались драматичны – попытки насильственно утвердить на Руси новую (новогреческую и малороссийскую) традицию привели к расколу верующего народа и духовной смуте. Суд над Патриархом Никоном и его смещение надломили некогда сильные позиции церковной власти, монархия в России лишилась старой системы сдержек и противовесов, и уже некому было духовно и политически защитить Россию от необдуманной и поспешной «вестернизации сверху». Вскоре появился царь, который навязал свою волю всему обществу – и окончательно подавил Церковь. Им стал Петр.

Лишившись при Петре I патриаршества, утратив самостоятельность, превратившись в одно из государственных учреждений, Церковь была поставлена императором в подчиненное, служебное положение. Подражая протестантской системе национальных церквей с абсолютным монархом во главе, Петр утвердил «Духовный регламент» 1721 года, согласно которому Церковь управлялась подконтрольным царю Синодом. Утратив административную самостоятельность, вскоре, при Екатерине II, синодальная Российская Церковь лишилась и материальной базы своей независимости. Оценивая церковную реформу Петра I в 2009 году, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: «Большой вред Церкви нанес император Петр I… Он просто подчинил Церковь государству, сделал Церковь частью государственной машины. И не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь была инструментом власти?»

Можно заключить, что петровские преобразования были противоречивы: укрепляя мощь российской державы, он ослаблял духовный стержень нации. Просиявшие в XVIII-XIX веках святые подвижники благочестия оставили множество свидетельств наступившего духовного кризиса. Будучи, как признавали современники, лично верующим христианином, Петр I при этом демонстративно бросал вызов традиционной православной нравственности и благочестию, его дети были рождены вне брака, в среде высших слоев общества в моду насильственно вводились употребление табака и фривольные наряды, а кощунственные «всешутейшие и всепьянейшие» соборы явились формой глумления над Церковью и верующим народом, предвестником гонений на веру французской революции и большевизма. В этой же логике борьбы с религиозностью совершалось и принудительное бритье бород.

Оставаясь сильной и еще больше укрепляясь в военном и политическом отношении, Россия приобрела при Петре внутренние социальные и нравственные болезни, такие, как отрыв элиты от основного населения страны, культурно-цивилизационную зависимость от иностранного влияния и стремительную секуляризацию. Открывшись Западу в XVIII веке, Россия стала получать оттуда не только плоды западной культуры и знаний, но, как говорил 17 мая 2022 года в своем выступлении в Совете Федерации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и «опасные идеи, основанные на отрицании христианского наследия и моральном релятивизме». Внутри самой России начали зреть деструктивные силы богоборчества и разрушения. Следуя евангельскому принципу «по плодам их познаете их» (Мф 7:16), приходится констатировать: спустя менее чем два столетия после Петра основанная им православная российская Империя пришла к чудовищной по своим последствиям революции, к духовной катастрофе ХХ века.

Таковыми оказались плоды поспешного и во многом насильственного обмирщения в западном духе, которые сказываются на нашей жизни и сегодня – как внутри страны, в сохраняющихся разделениях общества, так и во внешней политике – в трудных отношениях с коллективным Западом. В духовном же плане «путь Петра» – антитрадиционализм, вседозволенность и подражание протестантскому устройству Церкви – зарекомендовал себя как «широкие врата» (Мф 7:13), ведущие к катастрофам и трагедиям. Приверженцы святорусской православной традиции – старообрядцы в лоне Московского Патриархата – не видят в этом императоре и его взглядах на церковно-государственные отношения образа, заслуживающего подражания».