Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
16 декабря 2021 г. – найденные древлехранителем, игуменом Варнавой (Аверьяновым) в Петропавловском храме г. Куртамыша ценные исторические фотографии по благословению еп. Шадринского и Далматовского Владимира переданы в епархиальный музей.

16 декабря 2021 г. – найденные древлехранителем, игуменом Варнавой (Аверьяновым) в Петропавловском храме г. Куртамыша ценные исторические фотографии по благословению еп. Шадринского и Далматовского Владимира переданы в епархиальный музей.

Опубликовано 06.01.2022

     В процессе передачи имущества Петропавловского храма г. Куртамыша, в котором по благословению Преосвященнейшего епископа Шадринского и Далматовского Владимира участвовал благочинный Монастырского округа, епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов), назначенный 4 декабря 2021 г. также и. о. благочинного Южного округа Шадринской епархии, были обнаружены старинные фотографии. 

    В процессе передачи имущества Петропавловского храма г. Куртамыша, в котором по благословению Преосвященнейшего епископа Шадринского и Далматовского Владимира участвовал благочинный Монастырского округа, епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов), назначенный 4 декабря 2021 г. также и. о. благочинного Южного округа Шадринской епархии, были обнаружены старинные фотографии.

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Куртамыш был одним из немногих на территории нынешней Курганской области, службы в котором почти не прекращались в советское время (он был закрыт только на период с 1937 по 1942 год). Поэтому не удивительно, что в храме сохранились какие-то старинные фотографии, хотя, к сожалению, в весьма малом количестве. Не все они имеют непосредственное отношение к истории самогò Петропавловского храма. В частности, среди прочих были найдены две фотографии на паспарту (куске картона, на который наклеена фотография, часто с наименованием фотостудии и населенного пункта): епископов Тобольских Алексия (Молчанова) и Варнавы (Накропина), а также один коллективный фотопортрет зауральского духовенства 1927 г. во главе с обновленческим митрополитом Свердловским и Уральским Сергием (Корнеевым).

В дореволюционный период в административном отношении части территории нынешней Шадринской епархии относились к разным губерниям: Пермской, Тобольской и Оренбургской. К Тобольской епархии и губернии относились храмы, расположенные на территории Курганского и Ялуторовского уездов. Куртамыш же относился к Тобольской губернии лишь до середины XVIII в., а затем – к Оренбургской.

Изображенные на найденных фотографиях правящие архиереи Тобольской епархии епископы Алексий (Молчанов) и Варнава (Накропин) носили титул «епископ Тобольский и Сибирский». Преосвященный Алексий (Молчанов) (1853-1914) занимал Тобольскую кафедру с 17 апреля 1912 г. по 4 октября 1913 г., впоследствии был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Его преемником на Тобольской кафедре был с 2 ноября 1913 г. по 8 марта 1917 г. епископ (впоследствии – архиепископ) Варнава (Накропин) (1861-1924).

Епископ Алексий, пребывая на Тобольской кафедре, трудился, подобно своим предшественникам, для прославления святителя Иоанна (Максимовича), а также лично взялся за дело по обвинению Григория Распутина в хлыстовстве: изучил материалы, затребовал сведения от причта церкви села Покровское, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 г. утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».

Епископ Варнава возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о прославлении митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в лике святых. Не дожидаясь окончания этого процесса, послал Государю императору Николаю II телеграмму с просьбой разрешить канонизацию и совершил 27 августа 1915 г. молебное пение, поминая «Иоанна» как святого, причем без титула. Несмотря на разбирательство дела в Святейшем Синоде, епископ Варнава был в значительной мере реабилитирован. Синод санкционировал канонизацию митрополита Иоанна Тобольского. Торжества его церковного прославления состоялись в г. Тобольске в июне 1916 г. По общей оценке, епископ Варнава организовал их образцово. 10 июня 1916 г. Государь Николай II пожаловал ему орден св. Владимира II степени, а 5 октября того же года епископ Варнава был возведен в сан архиепископа с оставлением на Тобольской кафедре.

На третьей из найденных фотографий запечатлен обновленческий митрополит Свердловский и Уральский Сергий (Корнеев) с обновленческим духовенством Курганской епархии. На снимке имеется надпись «1927», на основании чего можно сделать вывод, что фотография сделана 28 декабря 1927 г. у стен Александро-Невской церкви г. Кургана, где проходил съезд духовенства и мирян обновленческой Курганской епархии.

Председательствовал на этом съезде как раз митрополит Свердловский Сергий. На повестке дня стояло несколько вопросов, главным из которых считался вопрос о выборе епископа. Месяцем ранее обновленческий Синод своим постановлением назначил на Курганскую кафедру епископа Филарета (Домрачева) и теперь, исходя из принципов обновленческой коллегиальности, требовалось избрать его епархиальным собранием. Однако в ходе обсуждения пришла телеграмма об отказе епископа Филарета. Кандидатом был избран архиепископ Могилевский Лоллий, бывший инспектор Тобольской семинарии, но и он не смог приехать в Курган. В итоге, для временного управления был назначен заштатный архиепископ Александр (Смирнов), проживавший в г. Троицке. Съездом было также переизбрано Курганское Епархиальное Управление.

К 1929 г. обновленчество на Урале заняло выгодные позиции, захватив в свои руки большинство крупных городских храмов. Так, в г. Кургане действовали 3 церкви, из них 2 были обновленческими: Рождество-Богородицкий кафедральный собор и Александро-Невская церковь. В Курганской епархии на 80 тихоновских религиозных объединений (приходов) с 82 клириками приходилось 76 обновленческих объединений с 72 клириками. Иная ситуация была в Шадринской епархии: на 176 тихоновских религиозных объединений (приходов) с 271 клириком приходилось всего 22 обновленческих объединения с 22 клириками. В самом г. Шадринске действовали 6 церквей, но лишь одна Флоро-Лаврская была обновленческая.

Митрополит Свердловский и Уральский Сергий (Корнеев) (1885-1937) 7 января 1922 г. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Яранского, викария Вятской епархии. С сентября 1922 г. временно управлял Вятской епархией. 31 марта 1923 г. в Вятку прибыл обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский), который убедил епископа Сергия признать обновленческое Высшее Церковное Управление. Уйдя в обновленчество, увлек за собой много священнослужителей. В 1923 г. был участником первого обновленческого собора, на котором подписал постановление собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. В 1924 г. возведен обновленцами в сан архиепископа. С 18 июля 1924 г. – правящий архиерей Пермской обновленческой епархии, заместитель председателя Уральской областного церковного управления. 27 января 1925 г. вошел в состав Пленума обновленческого Священного Синода. 5 октября 1926 г. утвержден митрополитом Уральской области и правящим Свердловской обновленческой епархией с титулом «Свердловский и Уральский», с оставлением и правящим Пермской епархией. С 5 августа 1936 г. – обновленческий митрополит Челябинский. С 19 сентября 1936 г. – обновленческий митрополит Уфимский. Арестован 1 августа 1937 г. Постановлением тройки НКВД Башкирской АССР от 21 сентября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания по статьям 58-10, 58-11. Расстрелян 29 ноября 1937 г. Покаяния не приносил.

По ходатайству древлехранителя Шадринской епархии, и. о. благочинного Южного округа игумена Варнавы (Аверьянова) епископ Шадринский и Далматовский Владимир благословил передать все три вышеуказанные фотографии в епархиальный музей.

Галерея изображений