Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
15 ноября 2019 г. – Далматовский монастырь посетили паломники из с. Усть-Уйское Целинного района – группа верующих, решивших создать православную общину на месте бывшей хозяйственной заимки Далматовской обители.

15 ноября 2019 г. – Далматовский монастырь посетили паломники из с. Усть-Уйское Целинного района – группа верующих, решивших создать православную общину на месте бывшей хозяйственной заимки Далматовской обители.

Опубликовано 19.11.2019

Людмила Павловна Данилова, Людмила Ивановна Марченко, Василий Михайлович Сироткин и Сергей Бобырев приехали в Далматовский монастырь, где встретились с наместником игуменом Варнавой (Аверьяновым). 

      Паломники побывали в Скорбященском храме, приложились к мощам прп. Далмата Исетского и осмотрели усыпальницу – место погребения основателя Далматовской обители. Игумен Варнава провел экскурсию по монастырскому музею. Для устроения молельной комнаты в с. Усть-Уйское монастырем были собраны и переданы иконы, свечи и духовная литература. Гости же привезли в дар братии монастыря две огромные щуки.

         Первая церковь в с. Усть-Уйском была построена в 1744 г. В 1754 г. был заложен деревянный храм в честь Рождества Христова. В 1821 г. был построен уже каменный Христорождественский храм. А в начале ХХ в., в 1910 г. в селе был выстроен и второй каменный храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился лишь один из этих храмов и то в полуразрушенном виде. Внутри видны остатки богатой настенной живописи. К сожалению, из-за отсутствия кровли и остекления росписи могут быть скоро утрачены совсем.

Именно боль за поруганный храм подвигла небольшую группу верующих – местных жителей взяться за создание православной общины. Община создана по благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского. Для устройства молельной комнаты местная администрация предоставила историческое здание особняка купца первой гильдии Мартына Кузьмича Краснопеева. В свое время купец был не только самым богатым владельцем скота и хлеба по всей округе, скупал земли в Казахстане, но и был известен как крупный благотворитель, пожертвовал 500 рублей на постройку церкви в станице Усть-Уйской.

Приезд верующих с. Усть-Уйское в Далматовский монастырь не был случайностью. Усть-Уйское основано в XVII в. именно как хозяйственная заимка Далматовской обители. В своей книге, посвященной истории монастыря протоиерей Григорий Стефанович Плотников в начале ХХ в. писал: «О первоначальном заведении Усть-Уйского поселья свидетельствует архивный акт монастыря: «лета 7194 (1686 г.) 1 июля в день по указу Великих Государей, Царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержцев, память Царево-Городище приказчику Григорию Шарыгину. В нынешнем в 194 году (1686 г.) били челом Великим Государем Успенского монастыря старцы Игумен Исаак с братиею, а в Тобольску в Приказной Палате боярину и Воеводам Алексею Петровичу Головину с товарищами, служебник их Парфенко Иванов подал челобитную, а в челобитной их написано: в нынешних-де годах по Исете реке облюднело и поселилось государских слобод и иных жителей много, и по Исете реке рыба к ним доходит на мале, а озер и иных рыбных ловель к монастырю не прилегло, и питаться им нечем. А есть-де вверх Тобола реки, выше Верхние слободы и Царева Кургану, в днищах в четырех больша речка Уй, пала устьем в Тобол реку, и на усть тоя курьи и затоны; да ниже тоя река Уя есть Источина, прошла луговая озерка и пала устьем в Тобол же реку, и по ней курьи и затоны, а около тех же речки и источины и луговыя озерка; и Великие Государи пожаловали-б их, велели на тех угодьях про свою нужду неводом, и как можно рыбу ловить, и для корму скотского сена ставить. И как к тебе ее память придет, и  ты-б ехал из слободы Царева Городища по челобитью Успенския Обители Далматова монастыря старцев Игумена Исаака с братию про речку Уй и про озера, и про рыбныя ловли по урочищам, и про сенные покосы сыскал большим повальным обыском те рыбные ловли и покосы порозжил и не близко-ль слобод, и те урочища описать, и сенные покосы измерить, и сколько далече от слободы Царева-Городище; а по сыску и досмотру и по описи, и по мере будет объявится порозже, велеть теми рыбными ловлями и сенными покосы владеть по указу Великих Государей; а сыск и досмотр, и описныя, и мерныя книги прислать в Тобольск, и о том писать к боярину и воеводе Алексею Петровичу Головину с товарищи».

Об этом поселье в 1692 году сказано: «у того ж Успенского монастыря за Исетью, вверх по Тоболу реке, на усть-речке Уя от монастыря езды дней с шесть, построен дворец, и во дворце изба». Поселье сие стояло при рыбном промысле по речкам и озерам, а на возвышенных местах имело угодья хмелевые, сенокосные и горные промыслы. Со времени основания в 1686 году оно не раз подвергалось бедствиям со стороны кочующих врагов. По сказанию архивных актов на Тобольском рыбном промысле киргиз-кайсаками взяты в плен: в 1693 г. один монах, в 1701 г. один монах и девять человек рыболовов, а в 1707 году девять человек рыболовов, в 1741 году один работник и двадцать три лошади; а убиты: в 1701 году один работник, и в 1707 году один монах, в 1732 году монах и работник, в 1741 году потерялись два работника. В предосторожность от нападения врагов, на Тобольские промыслы отправлялись вооруженные отряды от 20 до 80 человек».