Дальний преемник архимандрита Антонина (Капустина) на посту начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Киприан (Керн) в конце 1920-х гг. неожиданно для себя именно на Святой Земле столкнулся со своеобразным отношением к наследию знаменитого устроителя «Русской Палестины». Вот выдержки из его дневника.
«<…> Оказывается, враг силен и весьма опытен. То монашкам неугоден был музей, потому что скоро конец мира будет <…>. А теперь нашлось другое – «идолы». Не знаю, где первопричина, но это и неважно, какая Марья или Дарья это первое выдумала, важно, что это со смаком и удовольствием распространяется. И кем? Добро бы еще какой-нибудь фанатичной м. Поликсенией, которая из-за музея <…> готова была с аввакумовой ревностью идти чуть ли не на костер. Нет, а то ведь главные распространители и разжигатели – это интеллигентные люди. На днях пришла в миссию Вал. Ник. Цветкова, зашла ко мне в кабинет и давай мне среди всей прочей чепухи доказывать: «Нет, Вы подумайте, отец архимандрит, ведь это ужасно, на том месте, где вознесся Спаситель, где так молилась Божия Матерь, – Вы собираете идолов!» Я спервоначалу не понял, а потом, когда узнал, что это египетские фараоны и боги, всякие Аменхотепы и Озирисы, то не знал, смеяться ли или возмущаться. Так и нельзя разубедить. Вместо того чтобы разубеждать матушек-кликуш, рассеивать темноту и невежество ханжеского суеверия, они еще их поддерживают. <…> Она мне долго толковала про какую-то отравленную атмосферу вокруг этих «идолов».
Вчера уже новая версия и новое кликушество. Копия той головы Ирода, которую так ценил † о. Антонин и которую отправил в Эрмитаж, копия ее стоит на Елеоне в музее. Казалось бы, ничего! Ан и тут враг попутал – «вот, говорит, тут, в часовне под мозаикой, было место первого погребения главы Предтечевой, – а они тут голову Иродову хранят!» (sic!).
В результате Владыка решил сегодня перенести сюда, в Миссию, «идолов» и все смущающее строгое благочестие елеонских подвижниц.<…>
О. Серафим и А. А. Петров сегодня привезли с Елеона голову Ирода и пять штук идолов. О. Серафим рассказывал о разговорах матушек там по этому поводу. Он их разумно и трезво усовещевал и убеждал, что нужно из своего сердца идолов изгонять, а не на эти мертвые камни внимание обращать, – но разве на них это подействует. Ведь они «мнятся службу приносити Богу» своим юродничанием и ханжеством. «Я ей (Марье Петровне Кузнецовой – хитроумной и елейной старице) говорю, – рассказывает о. Серафим, – ведь это же музей. А разве вы не понимаете, что такое это значит. Ведь в музее все что хочите найдете. Там и не такое бывает. Ведь эти-то статуи ни кто-нибудь нашел да принес, а их семьдесят лет тому назад сам батюшка о. Антонин нашел да сюда привез. Про них во всех книжках написано, только у нас эти книги теперь потеряны. А Вы говорите идолы!»
Се восходим во Иерусалим. Иерусалимские дневники архимандрита Киприана (Керна). Октябрь 1928 – июнь 1930. Подготовка текста к изданию, вступит. ст. и комментарий диакона Александра Занемонца. Издание Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже и Русского института в Иерусалиме. Иерусалим: Изд-во «Бейт аКерем», 2013. – С. 70-71. (11/24 сентября 1929 г.)