Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

 

I. Предыстория. Освоение территории в пределах нынешней Шадринской епархии с древнейших времен.

   Освоение данной территории людьми уходит вглубь не только веков, но и тысячелетий. Свидетельствующие об этом материальные памятники хранятся в краеведческих музеях зауральских поселений.

Зденек Буриан. "Мамонты"Зденек Буриан. "Мамонты"    Древнейшая история Зауралья начинается с конца древнего каменного века – палеолита, на исходе ледникового периода. В это время на равнинных пространствах края продолжались пастись стада мамонтов и других крупных травоядных животных. Богатые животным миром места привлекали человека, быстро осваивающего новые территории. Появление первых людей на территории Зауралья можно предположительно отнести к 13 тыс. до н. э. Это были большие коллективы первобытных охотников, применявших способы загонной охоты.  Население каменного века создавало крупные, долговременные поселения, которые фиксируются на берегах и в долинах рек. Они состояли из нескольких землянок или полуземлянок, пригодных для проживания в зимний период времени. В благоприятное время года, когда необходимость в совместном проживании большого количества людей отпадала, коллектив расходился небольшими группами по мелким притокам рек, озерным системам, создавая в пригодных для проживания местах небольшие кратковременные стоянки, с целью освоения прилегающей территории.

     Об обитавших в древности животных эпохи палеолита свидетельствуют не только экспонаты музеев, но даже и название одного из районных центров Шадринской епархии – с. Звериноголовское. По легенде, название этого населенного пункта связано с находкой первыми поселенцами небывалой величины «головы какого-то дикого зверя», похожей на череп мамонта. Отсюда, якобы, и пошло название урочища «Звериная голова».

 Из экспозиции Шадринского краеведческого музеяИз экспозиции Шадринского краеведческого музея    В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), растаял великий ледник, появилось много новых водоемов, уровень мирового океана поднялся до ста метров. В Зауралье появились животные и растительность, сходные с современными. В это время появляются новые приемы охоты, люди изобретают лук и стрелы, лодки, лыжи, сани. Появляются все способы рыбной ловли, которые мы сейчас знаем. Для орудий человек изготовлял маленькие пластины из камня – микролиты, которые вставлялись в паз, и получалось наборное лезвие. С наборными лезвиями были копья, ножи, пилы. Из микропластин делали орудия с одним вкладышем – резцы, ножи, проколки, скребки и др.

    Уменьшение поголовья крупных животных вызвало рассредоточение первобытных охотников. Большие коллективы распались на мелкие группы, перешедшие к преимущественно бродячему образу жизни. По берегам рек и озер появились временные сезонные стойбища. Такими мезолитическими памятниками являются Сухрино I в Шадринском районе, Убаган III в Звериноголовском районе, Ташково IV и II-а в Каргапольском районе. Отдельные находки найдены у д. Ячменевой Шадринского района, напротив с. Юлдус в Каргапольском районе, недалеко от с. Нижний Яр в Далматовском районе.

     В эпоху неолита или нового каменного века (V-IV тыс. до н. э) появляются многие достижения человечества. В это время люди научились пилить, сверлить и шлифовать камень. Однако важнейшим можно назвать изобретение керамики, поскольку это первый, искусственно созданный материал. Все, чем пользовался человек ранее, были обработанные, приспособленные дары природы. Использование керамики открывало перед людьми новые горизонты, в частности, изменился процесс приготовления пищи (ее стали варить), а для науки это стало важнейшим инструментом датировки и атрибутирования  археологических материалов.

    Широкие поймы рек вдоволь снабжали небольшие коллективы первобытных охотников всем необходимым. Хозяйство периода неолита было присваивающим с преобладающей долей охоты. Орнамент на дошедших до нас керамических сосудах демонстрирует богатство духовного мира, а также широту культурных связей населения лесостепного Притоболья. Подчас схожие орнаменты и форма сосудов фиксируются на памятниках, находящихся за сотни километров друг от друга. Остродонные и круглодонные керамические сосуды этого времени свидетельствуют о подвижном образе жизни, в то время как плоскодонные сосуды следующей эпохи бронзы – один из признаков оседлости.

    Первобытные охотники, зависимые от  сезонных миграций животных, передвигались на значительные расстояния в пределах контролируемой территории, взаимодействуя при этом со своими соседями. Одним из факторов, стимулирующих древних охотников к контактам с соседями, был запрет на близкородственные браки. С учетом закрепления в каждом коллективе определенных канонов изготовления и украшения керамических сосудов он фиксируется в специфике передачи этих традиций. Керамическое производство являлось женской отраслью труда, и, совершая переход в другую группу, женщина привносила традиции другого рода, что проявлялось в способах нанесения и композиции орнаментов, при этом форма сосудов была более консервативной.

Экспозиция Катайского краеведческого музеяЭкспозиция Катайского краеведческого музея

    Неолитических поселений в Зауралье известно гораздо больше, чем стоянок предшествующих эпох. Антропологические исследования древних человеческих останков свидетельствуют, что население было протоугорское и протоевропейское (индоарийское).   

    В III тыс. до н. э. в Зауралье появляется первый металл – медь, наступает эпоха энеолита. Первые изделия из меди были очень небольших размеров. Орудия, в основном, изготовлялись из камня, кости и дерева. Основное занятие людей – охота, собирательство и рыболовство, но уже появляются зачатки скотоводства.

  Среди энеолитических памятников (поселений, могильников, святилищ) современного лесостепного Притоболья выделяются две группы. Памятники первой группы находятся в южной части и расположены недалеко от с. Звериноголовского по рекам Тобол, Уй, Убаган. Памятники второй группы находятся в северной части и расположены по рекам Тобол, Исеть, Миасс, а также на небольших притоках недалеко от их впадения в крупные реки. Единичные поселения встречаются около озер.

    У села Верхняя Алабуга Звериноголовского района исследованы погребения предков индоевропейцев. Захоронения имеют различный обряд: захоронения в сидячем положении, лежа на боку в сильно скорченном положении, по принципу «антитезы», несколько человек в скорченном состоянии головами в разные стороны. В погребениях найдены остродонные сосуды, каменные орудия: отбойник, топор, абразивы, тесла, скребки.  

    Религиозные представления энеолитических культур лесостепного Притоболья были связаны с небесными светилами – Солнцем, Луной, культом огня.

    Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период XVII-VIII веков до н. э. Во II тысячелетии до н. э. здесь обитали племена, которые принято называть алакульскими – по первому раскопанному могильнику у озера Алакуль в Щучанском районе. Стоянки этого времени, как правило, располагались на песчаных дюнах по берегам рек и озер. Население занималось в основном скотоводством и земледелием. Жилища алакульцев располагались по кругу, в центре которого была площадь. Такие поселки были тесно связаны друг с другом, зарождалась протогородская цивилизация. По своим размерам зауральские поселки-протогорода не уступали известным древним городам Востока и Европы.

    Бронзовый век наиболее хорошо изучен в нашем крае. В настоящее время известно несколько сот памятников этой эпохи, в частности, поселения Боборыкино II, Замараевское (Шадринский район), Кипель (Юргамышский район), Язево I (Куртамышский район), Убаган II (Звериноголовский район); могильники Верхняя Алабуга, Убаган I (Звериноголовский район), Субботино (Сафакулевский район).

    К этому времени относятся столь характерные для Южного Урала и Зауралья загадочные каменные плитки с изображением бараньей головы, их неоднократно находили на берегах Исети, Миасса.

В VII-V вв. до н. э. местные племена познакомились с железом. Улучшилась обработка земли, ускорилось развитие ремесла, в особенности кузнечного и оружейного. Плотность населения значительно увеличивается, появляются новые племенные и протогосударственные образования, состоящие из индоиранского и угорского населения. В эту эпоху лесостепное Зауралье населяли оседлые и полуоседлые племена скотоводов-земледельцев. Возникает густая сеть поселений по берегам рек и озер, на крутых мысах появляются городища с оборонительными сооружениями: валами, частоколами, башнями, рвами. Наиболее известные городища: «Белое городище», Крутихинское в Далматовском районе, Зыряновское, Ильинское в Катайском районе, Мыльниковское, Мурзинское в Шадринском районе, Терсюкское в Шатровском районе, «Чудаки» близ с. Гороховское, городище-I близ д. Вохменка в Юргамышском районе.

Этническую принадлежность племен, проживавших в то время в Зауралье, ученые связывают с финноугорским населением, предками манси, хантов, венгров и восточноиранским населением, которое главенствовало на территории нашего края.

В изобразительном искусстве появляется т. н. «звериный стиль». Основная его особенность изображение зверей в динамике. Часто встречается изображение грифонов с чертами орлов, тигров – крылатых драконов. Культура индоариев была частично заимствована предками племен ханты, манси, обских угров (югров) и народов Алтая.

В III в. до н.э. значительным было вторжение саргатских племен. От их владычества до нас дошли многочисленные и богатые (правда, большей частью давно ограбленные) курганы близ г. Шадринска и с. Мыльникова, г. Далматово, г. Катайска, с. Мехонское Шатровского района и др. Во II-III вв. н.э. в наш край стремительно вторглась орда хунну.

На  высоких местах Курганской области можно встретить высокие курганы до 10 м. высотой и 100 м. в диаметре, т.н. «царские курганы». Их в нашем крае более тысячи, однако, крупных – высотой от 5 до 10 метров раскопано не очень много. Наиболее известный курганный могильник на территории Шадринской епархии – «Камыши» (Бабий бугор) близ с. Камыши Куртамышского района. В курганных захоронениях обширного скифо-сарматского ираноязычного мира находят мечи-акинаки, копья из железа, бронзовые зеркала, наконечники стрел, украшения, кости животных – остатки тризн. Население оставалось в основном скотоводами, в меньшей степени земледельцами.

В VII-VIII вв. н. э. в лесостепное Притоболье проникают с востока тюркские племена и постепенно вытесняют или ассимилируют местное индоевропейское население. Население в это время в основном занималось скотоводством, а также подсобными промыслами. Развивалась торговля с другими регионами. По Зауралью проходили караванные пути, по которым шел обмен товарами между Средней Азией с Европой. Археологические памятники раннего средневековья единичны, так как в раннетюркскую эпоху южная часть лесостепи была редко населена и использовалась, видимо, под летние выпасы кочевниками.

В период развитого средневековья в северной части территории проживало древнемансийское население юдинской культуры, а в лесостепной полосе – татарское население бакальской культуры. Памятниками бакальской культуры в южной лесостепи Зауралья являются городища: Большое и Малое Мыльниковское (Шадринский район) и Суварышское (Далматовский район); селища: Сухринское 1, Боборыкино 2 (Шадринский район), Нижне-Ярское 3, Верхнеярское (Далматовский район) и др.

В XIII веке территория нашего края вошла в сферу влияния Золотой Орды, а позже – в состав Сибирского ханства.