Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

 

Церковно-административная принадлежность и органы управления на территории нынешней Шадринской епархии в середине XVII – начале XX вв.

Церковно-административная принадлежность и органы управления на территории нынешней Шадринской епархии в середине XVII – начале XX вв.

    В государственно-административном отношении земли нынешней Шадринской епархии находились в ведении Сибирского приказа (создан в 1637 г.; в 1590-е – 1677 гг. одним из четырех разрядов, на который делились земли, подчиненные Сибирскому приказу, был Тобольский).

Иванов С. В. На сторожевой границе Московского государства.Иванов С. В. На сторожевой границе Московского государства.

   По духовным делам Сибирь первоначально зависела от архиепископа Вологодского и Великопермского, которому было поручено отпускать сюда из своей епархии духовенство. С 1620 г. в Сибири была учреждена особая епархия с кафедрой в г. Тобольске, который с 1590 г. был назначен вместо Тюмени главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, а с 1721 г., по учреждении в Иркутске отдельной епархии – Тобольскими и Сибирскими. С 1621 г. до 1668 г. это были архиепископы, затем до 1768 г. – митрополиты и наконец, опять архиепископы.

Тобольская митрополия в конце XVII в. простиралась от Уральских гор на западе до Тихого океана на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до степей и границ с Китаем на юге. Это была самая большая епархия из всех существовавших когда-либо в истории Русской Церкви. 

С. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.С. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.

      Русское население Сибири в последней четверти XVII в. составляло около 90 тыс. чел. По данным на 1710 г., количество пришлых жителей Сибири равнялось примерно 180 тыс. чел. В конце XVII в. русское население по своей численности уже преобладало над коренным. В основном переселенцы из Московской Руси исповедовали православную веру, не считая старообрядцев, которые к тому времени еще не стали отдельной конфессией. Коренное население исповедовало свои племенные культы, а также ислам и буддизм. Крещеных в православную веру среди аборигенов было незначительное количество. В конце XVII в. в Сибири существовали 160 приходских храмов и 34 монастыря.

    В 1708 г. создана Сибирская губерния. В губернии находился Тобольский уезд, к которому относились и Шадринская слобода. Предположительно, после 1721 г. с выходом в свет «Регламента или устава духовной коллегии», одного из основных документов Петровского законодательства в отношении Церкви, при приказе Тобольского митрополита была образована Тобольская духовная консистория.

    В 1781 году образуется Пермское наместничество, а в нем Шадринский и Далматовский уезды. В 1796 году наместничество преобразуется в Пермскую губернию, в которой есть Шадринский уезд (Далматовский же упраздняется). 

    В 1782 г. в соответствии с реформой местного управления и разделением губерний на уезды была преобразована и церковно-административная система. Появляется духовный заказ. Заказчик (им был, как правило, настоятель центральной церкви) следил за состоянием причтов, соблюдением правил заполнения документов, выполнением указов Синода, разбирал споры низшего духовенства, вел переписку, выдавал документы для прохождения испытания на чин и т. д. Образованные при заказчике коллегиальные органы – духовные правления, должны были помогать ему в ведении дел. Это была низшая инстанция церковного суда.

    Следующий этап в формировании местного церковного управления – 1808 г. Вероятно, в это время Тобольская епархия была разделена на благочиннические округа. Должность заказчика исчезает, его функции частично переходят к благочинному, частично – к консистории. В связи с этим изменяются и функции духовных правлений. Они становятся связующим звеном между консисторией и благочиниями.

Николай Неврев. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 г.Николай Неврев. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 г.

К началу XIX в. территория современной Шадринской епархии входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам.

Южные районы современной Шадринской епархии, бывшие частью Челябинского уезда, входили в те времена в состав Оренбургской епархии, учрежденной в самом конце XVIII столетия. 31 мая 1799 г. Высочайшим указом было повелено «вообще по всем епархиям распорядить ведомства каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий для большего однообразия переменить по названию тех губерний, в коих кафедры их состоят». Кроме того, храмы, находившиеся на территории Оренбургского казачьего войска, долгое время имели собственное подчинение, будучи изъяты из ведения местного архиерея.

Оренбургская епархия стала так называться по названию губернии, а ее епископ – Оренбургским и Уфимским. Местопребывание архиерея и консистории первоначально было назначено не в губернском г. Оренбурге, а в уездном, хотя и центральном по местоположению в епархии, г. Уфе. В 1784 г. на территории Оренбургской епархии были упразднены существовавшие до того Троицкий и Воскресенский духовные заказы. Все церкви оказались подчинены Челябинскому духовному правлению. Центром Воскресенского духовного заказа было митрополичье с. Воскресенское, расположенное в пределах нынешней Шадринской епархии (ныне – с. Кирово Мишкинского района).

 Кроме Челябинского духовного правления храмы на территории нынешней Шадринской епархии входили в Далматовский и Рафайловский заказы (по реке Исети), Ялуторовский заказ – по реке Тобол и к востоку от нее. С образованием Курганского уезда в составе Тобольской губернии образовалось Курганское духовное правление, а Курганский заказ включил территорию, входившую ранее в Ялуторовский заказ.

К началу XIX в. система территориально-административного деления Церкви приведена в соответствие с территориально-административного делением государства.

В 1859 г. произошло разделение Оренбургской епархии на Оренбургскую и Уфимскую. В состав Оренбургской епархии с кафедрой в г. Оренбурге вошла и та часть Челябинского уезда, которая ныне принадлежит к территории современной Шадринской епархии.

В октябре 1789 г. в Пермской губернии была открыта епархия, которая стала называться Пермской и Екатеринбургской. Указом Св. Синода от 16 октября 1799 г. Зауральские уезды (среди которых были Шадринский и Камышловский) перешли в Пермскую епархию с подчинением Пермской духовной консистории. С образованием, по решению Св. Синода от 25 января 1885 г., самостоятельной Екатеринбургской епархии (правящий архиерей именовался Екатеринбургским и Ирбитским), Шадринский и Камышловский уезды были включены в ее состав.