Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Колодец старца Тарасия (почитается старообрядцами).

    «Старообрядческий инок Тарасий, послушник и преемник вождя сибирских старообрядцев старца Авраамия (в миру – Алексия Ивановича Венгерского), выходец с Дона, на Дону был учеником знаменитого приверженца старых обрядов инока Феодосия Рыльского. Появился в Зауралье в 1696 г. Жил ли он вместе со старцем Авраамием на болоте на Дальних Кармаках (сейчас – Авраамиев остров на Бахметском болоте близ д. Щелкогоновой Тугулымского района Свердловской области), или же они познакомились уже после его освобождения из Тобольских казематов – неизвестно. Но после кончины Авраамия руководство ирюмскими староверами на 8 лет перешло к нему.

     На долю Тарасия выпало немало драматических событий: после разгрома в 1720 году Керженских скитов за Урал хлынули многие десятки тысяч кержаков, затем был введен двойной налог за исповедание старой веры. В 1722 году в городке Тара вспыхнул бунт. Поводом послужил царский указ, по которому правящий император может по своей воле назначить себе наследника. Эта немедленная присяга на верность неназванному наследнику престола породила волну тревожных слухов по всей Сибири. В скитах рассудили, что раз велят присягнуть неназванному наследнику, стало быть, это и есть «антихрист, имя которого даже вымолвить невозможно». В ходе этого «Тарского розыска» было уничтожено 12 таежных скитов. В ответ с новой силой заполыхали гари, в которых погибло более одной тысячи упрямцев веры.

     Власти особенно тщательно искали «ирюмского отца», инока Тарасия, укрывшегося на Авраамиевом острове. В самый разгар поисков участников Тарского бунта старообрядцы по одному, скрытно, просачивались в затерянную в глухомани Ирюмских боров деревню Кирсаново. 29 мая 1723 года в ней состоялся тайный Ирюмский собор староверов Зауралья. На соборе в Кирсаново престарелый инок Тарасий вместо себя благословил быть наставником ирюмских староверов первого беглого священника из никонианской церкви Семена Васильевича Ключарева. Но тот не смог сразу перебраться в Приисетье, поэтому старцу приходилось еще какое-то время быть духовным лидером ирюмцев.

      Отряды поимщиков долго рыскали по Приисетью в поисках инока Тарасия. В 1729 году власти все-таки выследили и пленили Тарасия. После мирного увещевания Тарасию стали угрожать расправой, требуя отказаться от старой веры, но тверды и небоязливы были вожди староверия. Тогда его привязали к лошади и стали волочить по лугам и полям, замучив до смерти.

    Чтобы люди не почитали Тарасия как мученика за веру, власти хотели похоронить его тайно, но жители соседней деревни Саломатовой их опередили. Ночью они похоронили страдальца в лесу, под двумя кривыми березами, мимо которых человек несведущий пройдет, ничего не заметив. Позже здесь образовалось саломатовское кладбище. Ирюмцы говорят, что родничок на месте гибели Тарасия зародился от святой крови мученика. Люди заметили удивительное свойство воды этого источника, она долгое время, почти в течение года, не портится. Издавна староверы заботливо ухаживали за родничком, чистили и облагораживали.

     Тарасий почитался староверами не только по Ирюму. Жители окрестных деревень Саломатовой, Ильиной, Дружинино, Кирсаново рассказывают, что еще в 80-е годы ХХ века, на Духов день, сразу после Троицы, съезжались сюда староверы из Тюмени, Томска, Новосибирска».

См.: Тепышева Т. Сказание про Ирюм. Тюмень: Вектор Бук, 2014. С. 103-105