Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В течение 20 лет в Знаменской церкви служил священником математик Иван (Иоанн) Михеевич Первушин.

Знаменская церковь

Каменный двухпрестольный храм (1852): центр. алтарь – иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», придел – прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.

    Село Замараевское (ныне деревня) расположено на левом берегу р. Исети, окружено болотами и небольшими озёрами, образовавшимися из старых протоков реки. Время возникновения населённого пункта точно неизвестно, хотя, судя по истории заселения края, его можно отнести к концу XVII или же к началу XVIII столетия. До 1725 года оно входило в состав прихода с. Сухринского, а после указанной даты выделилось в самостоятельный приход.

    Первый храм в с. Замараевском заложили в 1725 году. Был он деревянным и двухпрестольным. В 1726-м по очереди освятили оба престола: сначала в главном алтаре в честь Знамения Божией Матери, а позже и в придельном – в честь преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев… Церковь эта существовала до 10 июня 1799 г. В тот злополучный день случилась гроза, и молния ударила прямо в здание. Занялся пожар, который местные жители потушить, к сожалению, не смогли.

    В том же 1799-м на месте сгоревшего был заложен новый храм в честь тех же святых. Время освящения главного алтаря неизвестно, а вот придельный алтарь был освящён в 1802 году. Через 40 лет, в 1842-м, этот обветшавший храм был разобран. Теперь о нём напоминает только устроенный на месте престола главного алтаря, обнесенный приличной оградою, каменный памятник.

    Знаменская (в честь знамения Божией матери) церковь, сохранившаяся до наших дней, была заложена в 1836 году. Через шесть лет после закладки был построен и освящен теплый придельный храм в честь преподобных Зосимы и Савватия. Возведение главного придела завершилось в 1852-м, а освятил его в 1854 г. епископ Екатеринбургский Иона. Такая высокая честь выпала Замараевской церкви потому, что прихожане, иждивением которых и был устроен храм, выразили настойчивое желание видеть освящение исключительно за архиерейским богослужением. Численность прихожан, к слову, в те годы превышала 3 тысячи человек, в том числе 1536 мужчин и 1678 женщин. Замараевцы занимались преимущественно земледелием, и только некоторые жители плели короба из черёмуховых прутьев.

   В 1865 году рядом с церковью построили каменную ограду с железными решётками. На углах её западной стороны имелись два каменных флигеля, использовавшиеся в качестве кладовых для различного церковного имущества.

    Ещё один интересный факт связан со строительством этого храма. Весьма деятельное участие в постройке принимал местный священник отец Николай (Оранский), решившийся отступить от проекта плана, составленного архитектором. Это отступление, самовольно допущенное священнослужителем, чуть было не окончилось для него очень печально, так как архитектор, составлявший первоначальный план, инициировал возбуждение судебное дела. И только вмешательство архиепископа Аркадия, взявшего под свое покровительство отца Николая, дало делу благоприятный исход.

   Внутри церковь была богато украшена стенной живописью, а иконостас главного храма отличался оригинальностью рисунка. Как с внешней, так и с внутренней стороны алтаря имелись украшения в виде золочёной резьбы. Оригинальность алтаря также заключалась в том, что устроен он был всего в один ярус, а на его края опиралась резная вызолоченная арка, увенчанная крестом и украшенная крупной надписью «кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

   В течение 20 лет в Знаменской церкви служил священником математик Иван (Иоанн) Михеевич Первушин. При церкви он создал приходскую школу, в которой сам обучал крестьянских детей математике. Отцу Иоанну доверяли свои знания и местные крестьяне, обучавшиеся у него грамоте. Если перевести это на чуть более современный язык, по сути, он создал школу рабочей (крестьянской) молодежи. В это же время И. Первушин, кстати, выпускал журнал «Шадринский вестник». Из Замараево Иван Михеевич посылал свою корреспонденцию в Российскую императорскую академию наук. Его математические расчёты публиковались в академических журналах.

    По настоянию академии наук Первушина перевели вторым священником в Николаевскую церковь г. Шадринска (о чем «ШВ» рассказывал в № 10 от 26 октября). В нашем городе он продолжил свою педагогическую деятельность и преподавал математику в Начапкинской школе для девочек. Это учебное заведение стала предшественницей современной школы № 4.

    В настоящее время Знаменская церковь находится в аварийном состоянии. Внутри здания летом прячутся от солнца коровы, которых местные жители выпускают на выпас, поэтому земля здесь завалена навозом. Роспись частично сохранилась под куполом (на большой высоте) и на стенах. В нижней части стен штукатурка осыпалась и настенная живопись утрачена. Снаружи отделка практически не сохранилась, – можно увидеть лишь отдельные фрагменты декора. Ничего не осталось и от церковной ограды.