Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Крестовоздвиженская старообрядческая (австрийская) церковь.

Каменный храм (1904): Воздвижения Креста Господня.

   К началу позапрошлого века в г. Шадринске наряду с православными христианами имелось значительное количество приверженцев старого обряда, к которым относились представители беспоповского (или, как их еще называли, беглопоповского) «поморского» согласия, а также поповцы, принимавшие перешедших из господствующей церкви и «исправленных» ими священников. Кроме проживавших в городе государственных крестьян и мещан, сторонниками беглопоповской практики являлись фактически руководившие старообрядческими общинами шадринские купцы, тесно связанные по своим торговым делам с купцами-беглопоповцами г. Екатеринбурга – одного из центров раскола в Урало-Сибирском регионе.

   В 1830-е гг. большая часть шадринских купцов-старообрядцев вслед за екатеринбургскими коллегами отказалась от приема беглых священников и присоединилась к официальной православной церкви (на правах единоверия), образовав в 1839 г. самостоятельный единоверческий приход. Другая часть шадринских беглопоповцев, представленная в основном мещанами и крестьянами, не поддержав этого решения, в 1840-е гг. перешла к беспоповской практике, объединившись в общину так называемого «часовенного» согласия.

  В середине XIX века в Шадринске появляются представители старообрядческого (австрийского) согласия, имевшего своих священников и епископов так называемой Бело-Криницкой иерархии. Их активная миссионерская деятельность среди проживавших в городе и уезде старообрядцев разных толков привела к образованию местной австрийской общины. Со временем для нужд общины на углу ул. Набережной (ныне Кондюрина) и Ночвинской (ее также называли Красной, а сейчас это ул. Луначарского), в усадьбе купца первой гильдии, городского головы А.Г. Ушкова, с разрешения властей был устроен большой молитвенный дом. Службы в нем проводились «австрийским» священником, далматовским мещанином Тарасием Афанасьевичем Хамкиным, влияние которого распространялось на весь Шадринский уезд.

    После опубликования в 1883 г. закона, позволившего раскольникам иметь свои молитвенные дома, шадринские «австрийцы», превратно поняв его, начали без всякого разрешения строить одноэтажную каменную церковь на углу современных ул. Михайловской и 4-го Уральского полка. Когда стены храма уже были возведены до сводов, городские власти запретили дальнейшее продолжение работ. В помещении разместилась Николаевская церковно-приходская школа, а службы по-прежнему совершались в старой «австрийской» молельной.

    Лишь в 1904 г. община получила разрешение реконструировать и занять выстроенное ранее здание. В ноябре 1904 г. храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а официально Старообрядческая (австрийская) церковь в г. Шадринске была открыта только после 1906 г. Купола и кресты были установлены на храме только в 1915 г. К слову, во время Первой мировой войны, когда г. Шадринск стал прибежищем военнопленных, исповедующих католицизм, город отдал им Старообрядческую церковь.

    Старообрядческая церковь была закрыта Уральским облисполкомом в 1931 г. В последующие годы она утратила купола, но в остальном хорошо сохранилась. 
   С открытием учительского института в Шадринске в 1939 г. здание было передано учебному заведению под спортивный зал. С переездом пединститута в здание на ул. К. Либкнехта (1954 г.) здание бывшей австрийской церкви передали средней школе № 10, спортзал которой размещался здесь до середины 1960-х гг. С пристроем к средней школе № 10 собственного спортзала здание бывшей старообрядческой церкви передали спортивному обществу «Труд».

   В настоящее время западный фасад бывшей старообрядческой церкви скрыт капитальной двухэтажной пристройкой, а в здании действует спортзал ДЮСШ «Гонг».

По материалам издания Шадринский вестник.