Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Николаевская церковь.

Каменный храм (1899): свт. Николая Чудотворца.

Троицкая церковь.

Каменный храм (2018): Живоначальной Троицы.

Свято-Введенский женский монастырь

      Село Верхняя Теча расположено в удивительно красивом месте. Сосновые леса, как сказочные богатыри, расположились по берегам р. Течи. Сейчас ранняя весна, но нетрудно себе представить, как она плавно скользит, изгибаясь на поворотах в летнюю пору. Снег в лучах ослепительного солнца, которое в нынешнюю зиму так часто баловал нас, даже не белый - он голубой.

      Это сейчас Верхняя Теча у нас ассоциируется с печальными событиями, а когда монахи Далматовского монастыря в XVII веке освоили эти земли, река была полноводной, глубокой и богатой рыбой. Земли по берегам реки были плодородны, а леса - полны строительного материала и всяческого зверья. Все это не могло не поспособствовать быстрому заселению и освоению верхнетеченеких земель. Вначале это была монастырская заимка, используемая только летом, но совсем быстро монахи стали тут жить постоянно. Построили дома, возвели часовню во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Таким образом, заимка превратилась в поселение Верхне-Теченское. Каким же образом здесь появился женский монастырь?

      Далмат Исетский после строительства основного монастыря захотел построить невдалеке женскую обитель, (как поселение Далматовского монастыря). И в 1680 г. она была построена В 1742-м, во время пожара (бич тех времен) деревянные здания монастыря сильно пострадали. А несколько ранее от набега степных орд тоже пострадало и поселение Верхняя Теча (кочевники его подожгли). И то, и другое восстанавливали силами монахов и местных жителей, а в 1743 г. уже в нынешнем селе Верхне-Теченском, в 45 верстах от Далматовского монастыря, открылся восстановленный и обновленный женский Свято-Введенский монастырь. Он имел не очень хорошую славу, так как туда ссылались распространительницы раскола, а при Бироне (время правления Анны Иоанновны) - и другие неугодные лица.

      История гласит, что во времена правления Анны Иоановны была совершена попытка ограничить ее власть. Уж очень много было недовольных правлением императорского фаворита Бирона. Участником заговора был князь Григорий Дмитриевич Юсупов, который, как говорят, заболел и умер с горя, когда попытка не удалась. Дочь его Прасковья бросилась к колдунам, чтобы те чарами склонили императрицу на милость. Дело открылось, и княгиню Юсупову сослали в Тихвинский монастырь. В 1735 г. по доносу служанки, ее взяли в Тайную канцелярию. Ее обвинили в том, она ругает Анну, Бирона, говорила, что при Петре Великом Анну ее сестер никто царевнами не называл, а называли просто Ивановнами. Кроме того, ее обвинили в том, что она призывала перевороту, говоря, что Елизавета Петровна была бы лучшей императрицей. За все это ее публично высекли, постригли, назвали Проклою и выслали во Введенский женский монастырь.

      Однако и там она проявила неповиновение: сбросила монастырское платье, Проклою называться отказалась, за что и была наказана. Ее заковали в «ножные железа», в которых водили каторжников, и поставили караул у двери. И такой режим ей присудили пожизненно. Интересно, что когда уже в правление Елизаветы Петровны, когда все сосланные в монастыри по политическим соображениям были возвращены, монахиню Проклу по личному повелению императрицы велено было оставить в монастыре, не изменяя режима содержания. Дальнейшая судьба ее неизвестна. Видно, так в монастыре и умерла.

      В 1764 г., в годы царствования Екатерины II, монастырь упразднили, и что происходило с ним почти целых 100 лет, неизвестно. Только в 1860-м здесь была основана женская обитель под руководством Ксении Зыряновой, а в 1868 г. учрежден Свято-Троицкий Верхнетечен-ский монастырь. При нем была организована школа и небольшой свечной завод.

     С 1870г. школа превратилась   в   начальное училище для  девочек, полностью   содержавшееся за счет обители. Если учесть, что образование здесь получали выходцы из простых семей,    попасть    туда было большой удачей для представительниц крестьянского (и не только) сословия. Мало того, что воспитанницы были на полном пансионе, они еще и получали образование и различные профессии: художников, портных, переплетчиков и т. п. Отметим, что к 1910-му в монастыре насчитывалось свыше 600 учениц и послушниц.

      В Шадринске у Введенского женского монастыря действовало подворье, где жили и работали мастерицы по изготовлению церковных облачений, шитых золотом и серебром. В Погадайской волости монастырь содержал собственный скотный двор, где работали трудницы, обслуживавшие крупный рогатый скот, получая молоко, сметану, творог.

      Когда в России сменилась власть, казалось, это не заденет тихую уральскую обитель: кому могла помешать образовательная школа для девочек, хоть и с религиозным уклоном? Однако Свято-Троицкий монастырь закрыли одним из первых в 1920-м, монахинь изгнали, а все имущество частью распродали, а частью просто разграбили. В части храмовых зданий открылись мастерские по ремонту тракторов и другой техники.

      Храм Живоначальной Троицы, и там уже идут богослужения (пока только летом). Главная кирпичная церковь монастыря считается основной его достопримечательностью. Построена она в исконно русском стиле, в духе тоновской архитектуры XVIII века (Константин Тон

-  русский архитектор, разработавший так называемый «русско-византийский стиль»   храмового   зодчества.   Среди наиболее известных проектов К. Тона

-  храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец). Сегодня здание церкви украшают сверкающие  синие купола,   которые   были   установлены здесь во время реконструкции. Издалека кажется, что они украшены звездами и призывают своим путеводным светом паломников и верующих.

    Несмотря на достаточно плохое со стояние церкви, сегодня в ней проводятся богослужения. Практически полноценной жизнью монастырь живет летом, когда сюда заглядывают паломники и молятся иконам здешней церкви. В остальное же время церковь выглядит заброшенной, хотя и не теряет от этого своего векового величия.

     Новейшая история обители началась с 1995 г., когда разрушенный почти до основания монастырь приехали восстанавливать матушка Серафима и священник Иустин с тремя помощницами. По указу Святейшего Синода, за подписью Алексия II, здесь вновь закипела жизнь, а обители вернули прежнее название. Монастырь, переживший в своей истории и пожары, и неоднократное закрытие, сейчас начинает новую страницу в истории. Медленно, постепенно приходит в себя. Его очищают от мусора, вставили евроокна, пытаются восстановить

     Монастырь, как и раньше, живет своими трудами. Монахини выращивают овощи, есть небольшое подсобное хозяйство. И как-то верится, что все здесь наладится и потечет неспешная монастырская жизнь.