Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Николаевская церковь.

 Каменный двухпрестольный храм (1869-1872): гл. алтарь – свт. Николая Чудотворца, юж. придел – вмч. Димитрия Солунского.

Иоанновская крестильная церковь. 

Деревянный храм (нач. 2000-х): прав. Иоанна Кронштадтского.

Троицкая церковь-часовня.

 Деревянный храм-часовня (кон. 1990-х): Живоначальной Троицы.

 

Часовня над могилой сщмч. Аркадия Гаряева.

Деревянная часовня (ок. 2010).

Женский монастырь

в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.

      Село Боровское расположено на левом берегу реки Исети в 82 км от Ша-дринска. 8 октября 1863 г. в поселении, насчитывавшем более 1600 жителей (все они были русскими, православными, занимались хлебопашеством), была заложена церковь, регулярные богослужения в которой начались в 1869 г. Престол во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского в зимнем приделе Свято-Никольского храма был освящен 10 мая 1869-го, а престол во имя Святителя Мирликийского Николая Чудотворца в летнем - 26 октября 1872 г. Отметим, что до 1869 г. Боровское входило в состав прихода Богоявленской церкви (с. Катайского).

      Шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сел: мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы до сих пор копаетесь. Забегая немного вперед, нужно сказать, что Бог рассудил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов пережить его было суждено лишь Свято-Никольскому.

     После революции 1917г. Урал, как и всю страну, охватила Гражданская война. Летом 1918 г. красные очутились в Боровском. 1 июля, на праздник святых бессребреников Косьмы и Домиана, бойцов разбудил звук храмового колокола. Невыспавшиеся солдаты отправились в церковь, чтобы прекратить шум. В это время настоятель Свято-Никольского храма отец Аркадий (Гаряев) проводил таинство венчания. Не дав ему закончить обряд, военные выволокли священника из церкви на улицу и, обвинив в контрреволюционной деятельности, повели в лес. Там его с особой жестокостью казнили, зарубив саблями (по другим данным, расстреляли). Его тело бросили в лесу, и только через 10 дней, после прихода в село белых, удалось найти тело отца Аркадия и по-христиански похоронить.

     Последние несколько лет жителем Боровского Андреем Печериным совместно с работниками Екатеринбургского архива ведется активное исследование исторических документов и свидетельств, могущих пролить свет на жизнь священномученика. Уже известно, что до назначения в Свято-Никольский храм он нес миссионерское служение в северных районах нынешней Екатеринбургской епархии, служил в походном храме, проповедовал евангелие среди коренных народов: остяков, вогулов, зырян. Отец Аркадий обладал поэтическим талантом и многие события прошлого и современности осмыслял посредством стихов.

   Местом его погребения является захоронение возле алтаря Свято-Никольского храма. В 2002 г. убиенного отца Аркадия (Гаряева) канонизировали в сонме священномучеников. А весной 2008 г. произошло обретение его честных нетленных останков. Сегодня его мощи находятся в храме справа от алтаря. На месте их обретения была поставлена деревянная церковь, которая сегодня носит имя священномученика. 14-го июля, в день памяти священномученика Аркадия, в монастыре совершается праздничная служба в его честь, а в течение всего года еженощно, после полунощницы, на месте его погребения сестрами поется тропарь и величание священномученику.

    Смерть священника не поставила точку в судьбе храма. Он по-прежнему оставался действующим, тогда как в близлежащих городах и селах церкви и монастыри закрывались, а здания приспосабливались для необходимых большевикам целей. У Боровского начали селиться монахи закрытого Далматовского монастыря, инокини из разоренных Верх-Теченской и Колчеданской обителей. Старожилы вспоминали, что сестры продолжали исполнять свои послушания. В основном, они пели на клиросе.

     Так или иначе, но долгое время Свято-Никольский храм в Боровском был единственным действующим на территории от Екатеринбурга до Шадринска. В село приезжали паломники из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Дал-матово, а также близлежащих деревень и сел.

     Так иди иначе, но долгое время Свято-Никольский храм в Боровском был единственным действующим на обширной территории от Екатеринбурга до Шадринска. В село приезжали паломники из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово, а также близлежащих деревень и сел.

     Лишь в 1987 г. в Каменске-Уральском была заново открыта Покровская церковь. Она взяла часть потока верующих на себя, однако интерес к Боровскому не утихал еще долго и не остывает до сих пор. В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо видна железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые толпы людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а людской «хвост» тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров.

     Когда в 1989 г. приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Священник видел необходимость создания крепкой церковной общины. К. тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители.

     С 1992 г. началось устройство церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Главное же, что объединяло первых насельниц - спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца-иеромонаха Павла (Чазова) (1924-1997 гг.), духовника о.Александра...

     Инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы матушка Антония относится к особенному чину святых, которых принято называть преподобномучениками. Еще в мирской жизни Антонина Александровна Середкина (прежнее имя матушки Антонии) была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи еще невоцерковленной, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью.

     Супружеская жизнь не сложилась, и ей пришлось одной воспитывать сына. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. В 40-летнем возрасте самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность, и вновь устроилась на работу уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время там оказался приехавший по делам отец Александр Никулин.

     За множеством духовных чад, подошедших для благословения, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал ее и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивленной такой милостью Антонине, что батюшка благословил ее на монашеский путь.

     Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Здесь ей сразу понравилось в обители, и ее там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь.

     Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!», и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери ее мать Мария позже оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).

     2 января 1999 г. (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно служила келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого и видеть подле себя не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на нее, но все, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатью Христовою и помощью Матери Божией.

Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на нее, но все, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатью Христовою и помощью Божией Матери.

     24 декабря 1999 года уже два дня пребывал в обители мироточащий образ царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как ко встрече самого царя. Перед образом служилась праздничная служба, совершалось таинство соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни.

   Вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на Неусыпаемой Псалтири установлено было чтение канона царю-мученику. Мать Антония последний год жизни ежедневно читала канон или акафист; кроме того, она очень любила читать Неусыпаемую Псалтирь, и обязательно ночью. И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить ее на ночном чтении. Ее время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном. Убийство совершил рабочий скита, находящегося в шести километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересек, влекомый неведомой силой.

     Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришел в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители...» Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!»

     Полуночница в обители, в память о мученической кончине матушки, с тех пор совершается с 3-х до 4-х часов ночи. Над ее могилкой - часовня, а сестры каждую ночь после полуночи служат там литию...

    В 2000-м году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. За семь лет монастырь значительно вырос. В главном храме появились два придела: правый - в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый - в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поет Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным вырос деревянный храм -крестильный.

     Крещение в нем совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память царицы Александры.

    В монастыре около 40 сестер: две схимницы, монахиня, 17 инокинь, 14 послушниц и трудницы; в клире монастыря - три священника и иеродиакон. Божественная литургия совершается ежедневно, а в воскресенье предваряется пением параклиса (молебного канона Божией Матери).

    Территория Боровского женского монастыря, занимающего более чем приличную площадь, огорожена каменным забором; здесь находятся храм, часовни и различные жилые помещения, высажены лиственницы и другие насаждения. Можно пройтись по аллеям и полюбоваться красотой природы. А за деревьями прячутся различные деревянные сооружения, часовни и церкви. В обители большое хозяйство: есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские.